Не только отечественные локализаторы — странные люди. Штатовские тоже. Именно они переименовали картину Дамиани из «Кто знает?» в «Пуля для генерала», впихнув спойлер в название. И если бы сюжет был единственным плюсом данного фильма — нехорошо бы получилось. Но, слава богу, у фильма есть и другие плюсы.
В первую очередь — великолепный режиссёр. Я когда пересматривал, обратил внимание что буквально каждый эпизод фильма тщательно выверен драматургически, каждый кончается некоей моральной дилеммой, которую героям надо разрешить, столкновением. Все решения неочевидны, поэтому оторваться невозможно. Плюс — грамотно выбранный ритм, отличный оператор, музыка Бакалова и Мориконне и великолепные актёры.
Понятно, что тянет сравнить это кино со спагетти-трилогией Леоне, но не надо этого делать. Если уж и сравнивать — то с «„Ложись, придурок!“, у этих двух фильмов много общего. И в первую очередь — социальная нагрузка. Трилогия — она всё-таки про противостояние людей, а тут про другое.
Дамиани пытается показать нам что такое гражданская война изнутри, из чего она состоит, какой логикой руководствуется. Если персонажи Леоне — почти полубоги, то у Дамиани в кадре — простые люди, типажи из народа. Они и ведут себя соответственно — иногда глуповато, нелогично, абсолютно безжалостно, не просчитывая последствий. Кроме одного, разве что. Всё это выглядит максимально естественно и знакомо — переодень героев и мы получим советский фильм о Гражданской, такие войны везде похожи.
В центре внимания, конечно, великолепный Джан Мария Волонте. Вот тут любопытно сравнить персонажа с его близнецом из фильма Леоне — выглядит почти также, но ведёт себя абсолютно иначе. Волонте — великий актёр — со всей тщательностью изобразил захваченного войной крестьянина, полевого командира, атамана-харизматика. Его персонаж даже не очень понимает за что дерётся, но делает это яростно и жестоко.
Волонте грамотно подыгрывает не менее блестящий Клаус Кински, воплотивший другой народный типаж — священника-фанатика, ведущего за собой паству, для которого идея Революции — символ веры. Кински абсолютно безумен в этой роли, а такие персонажи у него всегда получаются хорошо.
В фильме есть и несколько ярких женских образов, в отличие от того же Леоне, у которого женщина всегда выступает в страдательном залоге. Тут нет, тут дамы играют активную роль.
Ну и главный «человек-загадка» фильма, Эль Ниньо в исполнении колумбийца Лу Кастеля. Актёр подобран блестяще, настоящий baby-faced assassin, в концовке превращающийся в самого дьявола. Великолепно задуманная и сыгранная роль.
Резюме: кто не видел — смотреть, а тем кто интересуется историей Гражданской войны (нашей или мексиканской, любой) — смотреть обязательно, смыслы переданы очень точно, было бы желание увидеть. И не сравнивайте с Леоне, это про другое.
Не только отечественные локализаторы — странные люди. Штатовские тоже. Именно они переименовали картину Дамиани из «Кто знает?» в «Пуля для генерала», впихнув спойлер в название. И если бы сюжет был единственным плюсом данного фильма — нехорошо бы получилось. Но, слава богу, у фильма есть и другие плюсы. В первую очередь — великолепный режиссёр. Я когда пересматривал, обратил внимание что буквально каждый эпизод фильма тщательно выверен драматургически, каждый кончается некоей моральной дилеммой, которую героям надо разрешить, столкновением.