В 1975 году Вуди Аллен закрыл первый (пародийный) этап своего творчества блестящей картиной «Любовь и смерть». В течение следующих 10 лет его фильмам были присущи гораздо менее искромётные темы и способы их реализации (из этого периода наиболее значимым произведением мне представляется «Зелиг», 1983). А вот «Пурпурная роза Каира» — это заметный шаг в сторону стилистики его ранних фильмов, и, на мой взгляд, лучший фильм Аллена 1980-тых годов.
Таинственное и романтическое название фильма, конечно, глубоко символично (можно, например, вспомнить название третьего фильма почитаемого Алленом режиссёра Ингмара Бергмана «Корабль идёт в Индию» (1947), в котором под названием этой южноазиатской страны подразумевается горячая мечта о светлом будущем, столь далёком и труднодостижимом для жителей североевропейской Швеции). Вот и для Сесилии, официантки из закусочной в Нью-Джерси, живущей в жестокие и мрачные времена Великой депресии, местный кинотеатр «Jewel» (название можно перевести как «сокровище, драгоценность») выступает своеобразным кораблём, исправно доставляющим её в «Индию» — бесконечно загадочный и безгранично манящий мир кинематографа.
Однако, горячие мечты о светлом будущем, разумеется, есть не только у Сесилии, но и у самого Вуди Аллена. Свобода творчества — это «Индия» (нередко, увы, недостижимая) очень многих режиссёров, творивших в разные времена и в разных странах. В этом фильме данная тема выражена Алленом благодаря весьма остроумному сюжетному ходу со «сбежавшим киноперсонажем». Ведь данное событие ошеломило не только счастливую Сесилию, в объятия которой практически с неба свалилась её мечта, но и реального актёра, сыгравшего этого персонажа, а также продюсеров фильма и руководителей студии, которых совершенно не обрадовала перспектива массового дезертирства действующих лиц фильмов с кинопрокатных фронтов. Пример действительно оказался заразительным, в результате чего продюсер, спешно прибывший на место происшествия из самого Голливуда, даже обвинил рвущихся на свободу обнаглевших киноперсонажей в… коммунистической пропаганде.
Впрочем, к некоторому сожалению, фильм не слишком развёрнуто отображает забавную всеобщую ловлю «кинодезертира» реальным миром, а скорее акцентирует внимание на личных взаимоотношениях Сесилии и двух Томов Бакстеров. Кстати, здесь можно отметить удачное создание невероятно любопытного парадокса, согласно которому подлинный Том Бакстер — это именно что «ненастоящий» киноперсонаж, в то время как ненастоящим, поддельным Томом Бакстером оказывается сыгравший его реальный голливудский актёр Гил Шепард, естественным образом разделяющий неидеальность реального мира.
Можно сказать, что киноперсонаж Тома Бакстера тоже искал свою «пурпурную розу Каира», однако, в отличие от Сесилии, в реальном мире. Впрочем, Вуди Аллен, конечно же, крайне далёк от того, чтобы быть революционером. На различные проблемы, которые вызывают всевозможные революции, а также на трагические последствия их решения революционными методами, он предпочитает смотреть иронично-насмешливо, с лёгким оттенком светлой грусти. Поэтому, всколыхнув жизненные горизонты своих персонажей, Аллен оставил их практически в исходном положении.
Да и, собственно говоря, столь ли необходимы революции, если корабль всё так же идёт в Индию, а пурпурная роза продолжает расти в Каире?
7 из 10
В 1975 году Вуди Аллен закрыл первый (пародийный) этап своего творчества блестящей картиной «Любовь и смерть». В течение следующих 10 лет его фильмам были присущи гораздо менее искромётные темы и способы их реализации (из этого периода наиболее значимым произведением мне представляется «Зелиг», 1983). А вот «Пурпурная роза Каира» — это заметный шаг в сторону стилистики его ранних фильмов, и, на мой взгляд, лучший фильм Аллена 1980-тых годов. Таинственное и романтическое название фильма, конечно, глубоко символично (можно, например, вспомнит