Биографическая драма "Римский-Корсаков", снятая в строгом соответствии с канонами советского реализма в 1952 году Григорием Рошалем и Геннадием Казанским, повествует о последних годах русского композитора. Николай Римский-Корсаков жил, творил во второй половине XIX и на рубеже веков и оставил после себя огромное музыкальное и культурное наследие, повлияв на восприятие музыки целой плеяды талантливых авторов. Гениального композитора воплотил на экране Григорий Белов, представший перед зрителем в образе русского боярина с длинной бородой и нахмуренными бровями. "Римский-Корсаков" - красочный костюмированный фильм, насыщенный отрывками из произведений композитора, фрагментами его биографии и пронизанный исторической канвой, в контексте которой показано изменение мировоззрение талантливого сочинителя и его участие в политической и культурной жизни Российской империи. Последние десятилетия композитораПосле долгого творческого перерыва Римский-Корсаков с головой окунается в работу. Большую часть своего времени он проводит за сочинительством, чтением лекций юным и не очень дарованиям в собственной музыкальной школе, пропадает на репетициях представлений, поставленных по его произведениям: "Садко", "Кащей бессмертный", "Сказка о царе Салтане", "Снегурочка", "Золотой петушок", "Моцарт и Сальери". Но полностью сосредоточиться на творчестве ему не дает вмешательство беспринципных чиновников, изобретающих все новые способы контролировать деятельность Императорских театров, и, конечно, цензура. Он бесконечно спорит со сторонниками новшеств, привезенных Глебом Раменским (Б. Фрейндлих) из Европы, прототипом которого стал его ученик Игорь Стравинский. Не устраивает его и желание мецената Саввы Мамонтова (Александр Борисов) получить определенные привилегии за счет спонсируемого им частного театра, в котором ставятся запрещенные к постановке в государственных театрах произведения Римского-Корсакова. Творчество и политикаСтремление режиссеров соответствовать духу времени привело к перегибу в сторону политической подоплеки, которая доминирует над культурной - чего стоит врезка про революционные события 1905-1907 годов. Однако создатели фильма "Римский-Корсаков" смогли создать очень зрелищный фильм с музыкой в талантливом исполнении Георгия Свиридова, ставший одной из самых дорогих и масштабных лент 1950-х годов XX века в Советском Союзе.
Сложно сказать, что можно отметить хорошего в этом фильме. Бережное отношение к творчеству композитора? Нет, потому что его сделали ангажированным. Раскрыли личность большого художника? Нет, образ Римского-Корсакова получился картонным, идеализированным, как принято в эстетике соцреализма. Раздутый конфликт художника и власти выглядит натянуто. Да и все остальные персонажи не очень естественны, они просто проговаривают по очереди вдохновенные патриотические речи о русском народе с практически отсутствующей актерской игрой. Примерно треть хронометража занимают политические проблемы забастовок, студенческих бунтов, чтобы мы поняли, как Римский-Корсаков сочувствует рабочему классу. Оперы, которые трудно связать с политической позицией просто игнорируются (о «Царской невесте» и «Граде Китеже» нет ни слова, хотя они были написаны в это же время). В общем, хороший пример соцреалистической картины, не более того. Наивно, ангражированно, упрощенно.
Хотя было приятно смотреть на актеров, игравших Шаляпина, Мамонтова, Глазунова, Лядова, Дягилева. Да и сам Римский-Корсаков будто со своего портрета сошел.
Сложно сказать, что можно отметить хорошего в этом фильме. Бережное отношение к творчеству композитора? Нет, потому что его сделали ангажированным. Раскрыли личность большого художника? Нет, образ Римского-Корсакова получился картонным, идеализированным, как принято в эстетике соцреализма. Раздутый конфликт художника и власти выглядит натянуто. Да и все остальные персонажи не очень естественны, они просто проговаривают по очереди вдохновенные патриотические речи о русском народе с практически отсутствующей актерской игрой. Примерно тр