Находясь на вершине славы, голливудская супер — звезда немого кинематографа Дуглас Фэрбенкс спродюсировал несколько масштабных экшен картин, в которых исполнил ведущие роли. Первым был снискавший невероятный успех «Знак Зорро» (1920). За костюмированной экранизацией «Трёх Мушкетёров» Дюма (1921), последовал пафосный «Робин Гуд» (1922), затем фееричный «Багдадский Вор» (1924). Не все из этих дорогостоящих постановок принесли их организатору равноценную прибыль, но на них он создал и поддерживал свою репутацию — короля экшен — жанра. Эти фильмы прошли проверку временем и сохранились до наших дней, некоторые из них были включены во всевозможные списки важнейших представителей кинематографа, и даже были внесены в национальный реестр страны — как имеющие большую художественную ценность, и должные быть сохранены для будущих поколений. Как например, рассматриваемый в этой рецензии «Робин Гуд».
Не являясь экранизацией какого то конкретного произведения об этом легендарном разбойнике из Шервуда, фильм тем не менее опирается на старинные английские предания о благородном защитники угнетённых, ставшего для коррумпированной и преступной власти вне закона. Рассказывается его история, романтические переживания касающиеся прекрасной леди Мэрион, и лесные приключения его весёлых ребят (среди которых такие известные герои как монах Тук, «малыш» Джон, Уилл Скарлет, Матч и Алан Э’ Дэйл). Только фамилия Робина в этой интерпретации не Локсли а Хантингтон. Хотя он остался благородного происхождения — Робин является одним из лучших рыцарей короля Ричарда Львиное Сердце. Эта немая постановка в некотором роде перекликается (вернее на оборот, так как знаменитый фильм с Кевином Костнером вышел гораздо позднее) с блокбастером 1991 -ого: там тоже Робин был рыцарем, и также по зову короля Ричарда отправился в Крестовый Поход. Только в картине 1922 — ого в отличии от современного фильма (и реальной истории) в битве за «гроб Господень» им сопутствовала удача. И пока Ричард обговаривал условия мира с сарацинами, Робин получив от возлюбленной дурные вести из родной Англии поспешил на выручку. Все, даже те кто не читал не одной книги про Робин Гуда знают что было дальше. Правильно — подлый и трусливый брат короля — принц Джон в отсутствие старшего брата узурпировав трон, стал притеснять народ непомерными налогами и лишениями (например запретил охоту в лесах). Бедняки пытались бунтовать, но были жестоко наказаны: казни и пытки усмирили нрав даже самых отчаянных мятежников. Противостоять власти принца Джона можно было только ведя разбойничью жизнь и прячась в дремучих лесах, время от времени грабя примкнувших к нему богатеев, и словно заправские партизаны нападая на солдатские продовольственные обозы — везущие провизию в замок для шерифа ноттингемского и его наёмников. Что собственно парни Робина и делали, с завидным между прочим успехом.
Дуглас Фэрбенкс в роли Робин Гуда заложил стереотип того, как следует играть эту роль. В дальнейшем его образ почти без изменений перенял Эррол Флинн, когда играл в классическом голливудском фильме 1938 — ого. Как кто то из рецензентов заметил — Робин здесь действительно похож на какого то лесного эльфа: ловкий и юркий, в обтягивающем зелёном трико, остроухой шапке с длинным пером, большим луком и с колчаном полным стрел за спиной. Жалко, что его бодрый смех нам не суждено услышать из за отсутствия в те годы звукозаписи — уверен он хохотал не тише беззаботного шалопая Эррола Флинна. Именно таким зрители и увидели впервые на экране этого знаменитого литературного героя. Прочие персонажи вышли чуть карикатурными, но таким сейчас видется и главный герой картины. Сэм де Грасс сыграл подлого и завистливого тирана принца Джона, Уоллес Бири воплатил на экране отважного и гордого воина короля Ричарда, Пол Дики сыграл коварного и мстительного сэра Гайя Гизборна (в отличии от всех литературных вариантов данного сюжета, этот персонаж служит не ноттингемскому шерифу а самому принцу Джону), а Энид Беннетт сыграла очаровательную возлюбленную героя — леди Мэрион. Из — за неё Робин поссорился не только с Гизборном, но и с положившим на неё глаз принцем. Что же до обычно являющимся главным противником Робин Гуда шерифа, то он тут фигура практически эпизодическая и появляется за весь фильм не более пары раз. Актёры выбранные на те или иные роли сыграли одинаково хорошо, создав ярких и запоминающихся персонажей.
Техническая часть фильма для своего времени более чем впечатляюща. Это и громадные декорации замков и средневекового города, множество старинных костюмов и доспехов, большие массовки и изобретательная съёмка. Операторы Чарльз Ричардсон и Артур Эдисон нашли множество красивых ракурсов и сняли хорошо многочисленные экшен — эпизоды, благодаря чему «Робин Гуд» 1922 — ого года может с любопытством смотреться и сегодня, более 90 лет после своего выхода на экран. Композитор Джон Скотт сочинил величественные, иногда забавные «старо — английские» мелодии. Немая картина в сопровождении написанной им увертюры производит большое впечатление, и посмотревший её однажды, рано или поздно захочет повторить просмотр. Снявший ленту режиссёр Аллан Дван в последствии ещё раз поработает с Дугласом Фэрбенксом. С ним он выпустит в конце 20-ых наполовину звуковое (синхронно записанный саундтрек, и сменивший субтитры комментирующий события голос за кадром) продолжение «Трёх Мушкетёров» — «Железную Маску» (1929). Сценаристы «Робин Гуда» Кеннет Девенпорт и Эдвард Кноблок, как можно судить по краткому пересказу сюжета картины, проявили изрядную фантазию и оригинальность. Что помогло впоследствии представить зрителям новую историю легендарного разбойника с луком. Картина получилась большой и интересной. А высокое качество постановки спасло ленту от забвения, коснувшегося многие в прошлом известные и популярные картины. При своём огромном для своего времени, 1,5 миллионном бюджете — фильм считается одним из самых дорогостоящих произведений кинематографа эпохи ретро -машин, грамм-пластинок, джаза и кабаре.
8 из 10
Находясь на вершине славы, голливудская супер — звезда немого кинематографа Дуглас Фэрбенкс спродюсировал несколько масштабных экшен картин, в которых исполнил ведущие роли. Первым был снискавший невероятный успех «Знак Зорро» (1920). За костюмированной экранизацией «Трёх Мушкетёров» Дюма (1921), последовал пафосный «Робин Гуд» (1922), затем фееричный «Багдадский Вор» (1924). Не все из этих дорогостоящих постановок принесли их организатору равноценную прибыль, но на них он создал и поддерживал свою репутацию — короля экшен — жанра. Эти фильмы п