РОЗОВОЕ ИЛИ КОЛОКОЛЬЧИК
Я уже давно не видел в российском прокате фильма, настолько неординарного, как «Розовое или колокольчик», поэтому посмотрел его дважды. Первая ассоциация — почему-то с «Июльским дождем» Марлена Хуциева: пленительные юностью прогулки по Москве, готовность героини, Анжелы, к диалогу со случайными людьми.
По жизни эту маленькую девушку на каблуках, с огромной виолончелью за спиной, ведут два желания: ей хочется, чтобы ее любили, и чтобы играли ее музыку — ту самую, которую дарят ей река, город и неуловимая девушка-призрак на мосту. Она ведет долгие беседы с Виолой-виолончелью — своим единственным другом, которого, в конце концов, отпускает в долгое плавание, как объект деспотической привязанности. Или как символическую жертву, приносимую реке Жизни.
Почему-то именно эти две силы — иньская жажда любви и яньская потребность творить гармонию из хаоса — оказываются «двумя вещами несовместными» для Анжелы.
С феерической скоростью они разрушают ее жизнь: Анжела превращается в изгоя, «блудную дочь», ищет утешения в феминизме, а оказывается втянутой в преступление, теряет работу и оказывается в тюрьме.
Чем-то напоминает «400 ударов» Трюффо, но не только.
Меня как зрителя, стосковавшегося по классике кино, не могут не радовать интересные диалоги и монологи, в которых неуловимо отражаются интонации Феллини, Бергмана, Тарантино, смешные и горькие, философские и лирические, — утраченное ныне искусство человеческой коммуникации. Непозволительная почему-то в современном российском кинематографе роскошь беседы.
Как московский студент (по выражению проф. Преображенского), уверяю вас, люди общаются не только посредством мычания, междометий и косноязычной речи, даже в самые трудные времена.
История Анжелы очень проста и вместе с тем исполнена страсти, поэтому наверняка найдет отклик в душе искреннего зрителя. Ее проблемы роднят ее с «человеком вечным» всего европейского кино. Героиня одержима: музыка заменяет ей еду, питье и сон, в буквальном смысле, ибо у Анжелы — бессонница, во время которой ей и является «дух музыки».
Наутро, размахивая нотными листами со своей новой пьесой «в духе «Апокалиптики», Анжела спешит к друзьям-музыкантам, она хочет немедленно приступить к репетиции. Вот только оказывается, что никакие они ей не друзья, даже симпатизирующий контрабасист реагирует как-то вяло. Общую реакцию считать легко: «Не высовывайся. Кто ты такая? Ты — не композитор. Да, ты достаточно хороша, чтобы играть «Проделки плута» для детей в местном ДК или подрабатывать в подворотнях. Но сочинять музыку? — Ты не Эстас Тонне. Твоя затея денег нам не принесет» (Эстас Тонне — виртуоз, композитор, собирающий аншлаги на уличных концертах по всему миру).
Анжелу настигает так называемый «эффект трости Фрасибула» — тирана, сшибавшего этой самой тростью колосья в поле, возвышавшиеся над остальными. Для примера. Чтобы наглядно показать будущую участь тех, кто осмелится нарушить гармонию уравниловки и сонный покой общества.
Далее «Трость Фрасибула» больно бьет Анжелу, и так раз за разом. В отношениях с отцом-священником: «Не думаю, что испытала бы неземной восторг в вашем душном раю…с вашими святыми мужами. Предпочитаю общество Баха, Моцарта или хотя бы Малмстина».
В коротком романе с личным психотерапевтом.
В истории с «сестрами по оружию» — феминистками, чей моб отправляется проучить сутенера, избившего свою «девочку».
В эпизоде, когда этот самый сутенер истекает кровью на коленях у Анжелы.
Когда в глазах Анжелы плещется отчаяние и немой вопрос: где я свернула не так?
Самое интересное, что и постигшая Анжелу катастрофа не ломает ее.
В конце фильма — это по-прежнему солнечная девочка, отпустившая в своей жизни вся и всех, кроме мечты.
Финал остается открытым, и чуждым менторства.
Основной message, посыл фильма заставляет зрителя вопрошать снова и снова: почему приходится проживать чужую, навязанную обществом жизнь, и как с этим быть, когда терпеть уже нету сил?
Куда кричать? Куда идти? С кем? Против кого бороться?
Неужели, как сказал мудрец, какое бы решение ты ни принял, оно все равно окажется ошибочным? Или все ровно наоборот — какое бы решение ни принял, оно верно лишь потому, что оно твое? Ведь изменяя себя, мы изменяем мир…
«У меня был долгий день, и он еще не закончился» — эти слова главной героини фильма я бы поставил в качестве его эпиграфа.
P.S. Сегодня в рецензиях как-то немодно благодарить создателей фильма, но поскольку я не критик, а простой зритель, пользуюсь случаем и выражаю искреннюю признательность:
в первую очередь, режиссеру Юно Шамилову за свежий, многообещающий дебют;
актрисе Екатерине Леоновой за роль Анжелы (чем-то она мне напоминает Джельсомину из «Дороги» обожаемого Феллини);
композитору Ивану Муратиди за чудесную музыку (теперь я поклонник не только «Апокалиптики», но и «Universal Music Band»;
сценаристам Юно Шамилову и Карине Афанасьевой за интересную историю и ее тайные смыслы;
операторам Денису Гуськову и Павлу Янкевичу за строгую классику стиля;
и всем-всем, благодаря кому это кино оказалось возможным.
ххх ххх ххх
РОЗОВОЕ ИЛИ КОЛОКОЛЬЧИК Я уже давно не видел в российском прокате фильма, настолько неординарного, как «Розовое или колокольчик», поэтому посмотрел его дважды. Первая ассоциация — почему-то с «Июльским дождем» Марлена Хуциева: пленительные юностью прогулки по Москве, готовность героини, Анжелы, к диалогу со случайными людьми. По жизни эту маленькую девушку на каблуках, с огромной виолончелью за спиной, ведут два желания: ей хочется, чтобы ее любили, и чтобы играли ее музыку — ту самую, которую дарят ей река, город и неуловимая девушка-пр