Красивую и грустную сказку Ганса Христиана Андерсена знает наверное каждый. Не один режиссер вдохновился трагической судьбой несчастной дочки морского царя, и заинтересованный зритель имел удовольствие наблюдать на экране как классическую андерсеновскую историю, так и ее счастливый диснеевский вариант. Каждая из этих экранизаций по-своему замечательна, но самой трогательной и удачной, по моему мнению, является чешская сказка.
Глубоко-глубоко под водой юная и прекрасная Русалочка празднует свой День рождения. В подарок от отца она получает человеческий корабль, разбитый на ее глазах в щепки бурей. Не мешкая ни секунды, морская принцесса спасает тонущего принца, который плыл на этом корабле, и в которого Русалочка влюбляется с первого взгляда. Чувство ее настолько сильно, что она готова пожертвовать своим прекрасным голосом, лишь бы злая колдунья превратила ее в человека…
Увы, жертва Русалочки оказалась напрасной — принц считает своей спасительницей другую и как будто бы не замечает чувств своей немой подруги. А девушка страдает, мысленно обращаясь к возлюбленному, произнося в душе своей слова, которые никогда не сможет сказать вслух, рассказывая ему о своей любви и неминуемой гибели, оставаясь вновь и вновь непонятой. То обнадеженная словами принца о его с ней предстоящей помолвке, то окончательно отчаявшаяся, наблюдая за его бурно развивающимся романом с принцессой, она, тем не менее, не может ненавидеть соперницу, такую же добрую и наивную девушку, как и Русалочка…
Самым ярким и проработанным образом в фильме является образ морской принцессы, что неудивительно. Глядя на исполнительницу главной роли Мирославу Шафранкову ни на секунду не сомневаешься, что она и есть та самая описанная Андерсеном героиня. Прекрасная, трогательная, какая-то воздушная и неземная, она как будто действительно только что вышла из воды к своему принцу. Идеальной от внешнего облика (чего стоят только ее волосы, голубые, уложенные в замысловатую прическу, когда она пребывала в качестве морской принцессы, и восхитительно золотые, когда она стала человеком) до малейшего жеста и взгляда Русалочке-Шафранковой действительно сопереживаешь, а ее пронзительные полные прекрасной печали песни способны растопить любое, даже самое черствое сердце.
Совсем немного уступает ей в этом плане принцесса, роль которой исполнила сестра Мирославы Либуше Шафранкова, вечная сказочная принцесса, та самая Золушка из «Трех орешков…». Добрая, кроткая, отзывчивая и невозможно красивая, эта героиня мало отличается от других героинь Либуше Шафранковой, и, тем не менее, вызывает огромную симпатию.
Принц же на фоне этих восхитительных девушек, как мне показалось, немного меркнет. Нет, он конечно красив, но не сильно похож на того, кто был бы достоин русалочкиной жертвы, если такой человек вообще может существовать…
Очень приятен образ короля всех морей. Это не привычный нам суровый Тритон, а прежде всего любящий отец, желающий счастья своему ребенку, не одобряющий поступка дочери, но до конца поддерживающий и помогающий ей. А то, как он распорядился судьбами принца с принцессой в самом финале, растрогало меня до слез.
Впрочем, плакала я на протяжении чуть ли ни всего фильма, а если кино способно вызвать настолько сильные чувства, то оно, несомненно, удалось.
10 из 10
Красивую и грустную сказку Ганса Христиана Андерсена знает наверное каждый. Не один режиссер вдохновился трагической судьбой несчастной дочки морского царя, и заинтересованный зритель имел удовольствие наблюдать на экране как классическую андерсеновскую историю, так и ее счастливый диснеевский вариант. Каждая из этих экранизаций по-своему замечательна, но самой трогательной и удачной, по моему мнению, является чешская сказка. Глубоко-глубоко под водой юная и прекрасная Русалочка празднует свой День рождения. В подарок от отца она получает че