Ан-124 «Руслан» великолепный самолёт. Являясь самым грузоподъёмным серийным самолётом в мире (вторым среди всех самолётов, после собрата Ан-225) и одним из крупнейших (а с 1982 по 1988 самым крупным самолётом), он бесспорно заслуживает особое место в истории мировой авиации. Когда я увидел с балкона своего дома в возрасте 8 лет заходящий на посадку Ан-124—100, я был очень впечатлен. Я видел много крупных и не очень авиалайнеров с этого ракурса, но все они меркли и тускнели в сравнении с летающим чудом с 5-ю рядами шасси. Тем печальнее, что этот якобы документальный фильм оказался настолько унылым, представляя в мире документального кино прямую противоположность «Руслану» в мире авиации.
Прежде, чем критиковать фильм, стоит заметить положительный момент. К сожалению, именно в единственном числе. Фильм довольно неплохо снят, позволяя насладиться прекрасными кадрами и оценить масштабы и красоту самолёта. Однако игры с нестабильной картинкой для придания динамики во время интервью были определённо лишними.
Теперь к минусам, коих очень много. Самый главный: отсутствие информативности. Фильм абсолютно пустой в плане информации, причём это относится и к словам диктора, и к словам интервьюируемых. Несмотря на то, что нам вроде как преподносят историю самолёта, истории очень мало. В основном всё сказанное в фильме я бы охарактеризовал как «трёп на кухне», но точно не документальное кино. Истории разработки уделено крайне мало внимания, ничего значимого рассказано не было, зато упорно говорили о том, как восторгался мир, как были шокированы американцы, как наш самолёт уделал «Гэлакси». Рассказ о том, как Ан-124 становился гражданским Ан-124—100 ограничился лишь упоминанием этого факта, а как это было в деталях — снова глухо. Я уж молчу про то, что о первом опыте коммерческой работы было рассказано только с позиции компании «Волга-Днепр», хотя рассказ о том же опыте применительно к «Авиалиниям Антонова» был бы очень кстати и не менее интересен — все-таки в фильме фигурируют самолёты Волги-Днепра, так что можно понять. Не было рассказано ни об интересных грузах, которые доводилось переправлять «Руслану», ни об участии его в мировых событиях. Фильм говорит детально только об одном рекорде, остальные лишь упоминая, что они были. При этом рекорд беспосадочного перелета вдоль границы СССР в 20151 км (принадлежавший до того стратегическому бомбардировщику В-52), видимо, оказался не достоин упоминания. Не упомянули создатели и кругосветный перелёт, когда военный Ан-124 за 72 часа 16 минут преодолел 50005 км, установив 7 мировых рекордов за раз. В фильме упомянули только одну авиакатастрофу, но лишь с участием Ан-12 (к чему она вообще в фильме про Ан-124 — не понятно). Про 4 потерянных Ан-124 вообще не упоминалось.
Самый смак был, когда люди с экрана стали позволять себе неприемлемые оговорки. Например, упоминание как Ан-124 доставлял оборудование для борьбы с пиратами в Карибском море у берегов Сомали (именно так и было сказано в фильме). Ну вы знаете же, известный сомалийский пират Джек Воробей и КО… Про двигатели историю укоротили до безобразия. Спасибо, что хоть упомянули его изготовителя. Во время повествования не стали вспоминать сопровождающие события, ограничившись лишь весьма поверхностным упоминанием преимущества двигателей Ан-124 над двигателями С-5, а ведь у Д-18Т они были и есть, и сыграли они одну из ключевых ролей в истории самолёта. Зато отмечали, какой оригинальной разработкой был весь самолёт. При этом не стали говорить, что для «400» (рабочее название машины) рассматривались двигатели General Electric от С-5 (не удовлетворили), что планировали потом скопировать двигатели Rolls-Royce (не срослось), и новый двигатели разрабатывались из-за безальтернативности. О проблемах первых версий двигателя, разумеется, не было сказано ни слова. Мало нашему самолету быть лучшим, он должен быть идеальным! Смешно выглядели попытки выставить С-5 Galaxy прямым конкурентом для Ан-124. То есть, в фильме прямо говорится, что С-5 был ответом США на самолёт Антонова. Какой именно, не уточнили, но раз фильм о «Руслане», то следует его иметь в виду, я полагаю. Там же было сказано, что задание на разработку «Галактики» было дано в 1965-м году. И плевать, что «Гэлакси» был ответом на Ан-22 «Антей», что техническое задание на самолёт, которому соответствовал С-5, было сформулировано в 1964-м, что С-5 взлетел в 1968-м, спустя три года после первого полёта «Антея», что Ан-124 взлетел в 1982 году, спустя 14 лет. Главное ведь убедить, что американцы хуже русских. Вот это было самым странным, ведь про самолёт было что рассказать, самолёту есть за что гордиться, самолёт имеет кучу титулов и по сей день. К чему кичение притянутыми за уши либо выдуманными, либо некорректными фактами? Я считаю, что авторы таким образом лишь обесценили такое достижение советской авиапромышленности, как Ан-124 «Руслан». Я ожидал услышать настоящую и интересную историю, а увидел какую-то смесь слепого крайнего патриотизма с рекламой компании «Волга-Днепр». Я хочу смотреть про самолёт Антонова, а не слушать почти пол-фильма про шокированных американцев и превосходство над самолётом, появившимся на 14 лет раньше (просто потому, что последний настолько уступает Ан-124, что нет смысла так на нём зацикливаться). Минусы на этом не кончаются, но после описанных они уже не имеют значения.
Итог: гадость. Авторы создали удивительно пустой фильм, несмотря на очень интересную и богатую тему. Как я упомянул, он больше похож на рекламу компании «Волга-Днепр». Если это так, то реклама очень хорошая, но в заявленном жанре указано «Документальный». Как документальный, этот фильм — один из худших, что я видел. Совет для тех, кому реально интересна история такого великого самолёта, как Ан-124 «Руслан»: в русскоязычном интернете есть отличный сайт-энциклопедия по теме мировой авиации, вы её легко найдёте, и там информации о «Руслане» куда больше и она куда содержательнее, чем в этой псевдодокументалке.
P. S. Добавлю, что C-5 Galaxy тоже выдающийся самолёт, однако появился он значительно раньше «Руслана», и был ответом на «Антея». В своё время он сделал то же, что до него «Антей», а после него «Руслан».
Ан-124 «Руслан» великолепный самолёт. Являясь самым грузоподъёмным серийным самолётом в мире (вторым среди всех самолётов, после собрата Ан-225) и одним из крупнейших (а с 1982 по 1988 самым крупным самолётом), он бесспорно заслуживает особое место в истории мировой авиации. Когда я увидел с балкона своего дома в возрасте 8 лет заходящий на посадку Ан-124—100, я был очень впечатлен. Я видел много крупных и не очень авиалайнеров с этого ракурса, но все они меркли и тускнели в сравнении с летающим чудом с 5-ю рядами шасси. Тем печальнее, что этот