Совместные фильмы знаменитых голливудских режиссёра Фрэнка Капры и актёра Джеймса Стюарта пользуются даже в наши дни поистине «истерической любовью» среди американских киноведов и зрителей. Всего эти двое работали вместе три раза, и эксцентрическая комедия «С собой не унесешь» (1938) стала их первым опытом сотрудничества, а также, поворотным моментом в творческой биографии Стюарта, после чего его карьера в кино весьма стремительно начала подниматься к «звёздным высотам».
Сюжет: Сын невероятно богатого промышленника Тони Кирби (Джеймс Стюарт) влюблён в собственную секретаршу Элис Сикамор (Джин Артур) и хочет на ней жениться. Однако, у их отношений есть препятствия. Например, помимо невысокого социального статуса девушки, её эксцентричная семья производит впечатление людей, с которыми жениха и его родителей «стоит знакомить в весьма ограниченных дозах».
Хотя, консервативных родителей Тони — Энтони (Эдвард Арнольд) и Мириам Кирби (Мэри Форбс), возможно, не стоит и вовсе. Судите сами: дедушка Элис — Мартин (Лайонел Бэрримор) отказывать платить налоги, потому что «не верит в них». Мать Пенни (Спринг Байинтон) пишет пьесы (несмотря на явную бесталанность) лишь потому, что в их дом когда-то по ошибке доставили печатную машинку. Её отец — Пол (Сэмьюэл С. Хайндс) — вместе с друзьями изобретает фейерверки и взрывает их прямо в доме.
Сестра девушки — Эсси (Энн Миллер) мечтает стать балериной и, несмотря на полное неумение танцевать, берёт уроки у русского мошенника Потапа Коленкова (Миша Ауэр), всегда приходящего к семье домой именно «на ужин». Помимо прочего, отец Тони надеется начать строительство нового завода как раз в том самом квартале, где Элис живёт вместе со своей семьей, но проект не двигается с места из-за нежелания Мартина продавать Энтони Кирби свой дом…
«С собой не унесёшь» (сценарий Роберта Рискина, по одноимённой пьесе Мосса Харта и Джорджа С. Кауфмана, ставшей хитом на Бродвее в 1936—1938 годах), если подумать, является вполне традиционной киноработой для Капры, и соответствует «тренду» Голливуда конца 30-х годов. Это было то время, когда США ещё далеко не полностью восстановилась от ужасов всем известной «Великой депрессии».
Поэтому, история о странной семейке, большинство членов которой не работают и, не смотря на это, счастливы, в не самые лёгкие для страны времена, определённо, была обречена на успех, что, как можно видеть, и произошло. Спустя почти 80 лет со дня своего выхода в прокат, фильм не растерял своей популярности, но вот мои личные отношения с «С собой…» сложились не слишком дружественно.
Откровенно говоря, мои впечатления от просмотра данной постановки Фрэнка Капры всегда варьировались от «что за цирк?» до «м-да, и вот это выиграло «Оскар»?». Самый же последний просмотр этой комедии моё отношение к ней не слишком сильно, но всё же поменял в лучшую сторону. Переходя непосредственно к самой картине, стоит отметить, что условно, её можно поделить на две части в 75% (комическая) и 25% (драматическая).
И, надо признать, в комической части периодически всё же встречаются забавные и даже смешные эпизоды. Но, как и прежде, во время ряда сцен (в основном, связанных с участием странного семейства главной героини) я продолжаю разыскивать где-нибудь поблизости вывеску «Цирк» рядом с происходящим. Драматическая часть здесь сосредоточена в последней четверти фильма и без присущих творчеству Капры сентиментальности и морализаторства дело, конечно же, не обходится.
Вопросы к сценарию «С собой…» также имеются, но учитывая то, что происходящее на экране явно мало претендует на реалистичность, лучше их в данном случае не задавать. Режиссура Фрэнка Капры, как и сам фильм, на мой взгляд, едва ли тянули на «Оскар» в соответствующих номинациях (во избежание удивлённых вопросов отвечу сразу, что мои симпатий касательно «режиссёрской номинации» 1938 года исключительно на стороне Майкла Кёртица с его «Ангелами с грязными лицами»).
Касательно Капры, то не оспаривая его профессионализм, всё же приходится отметить в его работе ряд недостатков. Помимо уже упомянутого стремления к излишней сентиментальности, отмечу, что режиссёр в очередной раз заигрывает с привычными для него темами противостояния «плохих богатых» и «хороших бедных». Но, в данном случае, в демонстрируемых им здесь представлениях обо всё этом проскальзывает излишняя упрощённость и инфантильность, больше характерная подросткам лет 14—15, не иначе.
И, наконец, осталось сказать про актёрский состав и персонажей данной постановки, одновременно. Одним из самых ярких среди последних здесь является дедушка Мартин (в великолепном исполнении Лайонела Бэрримора), олицетворяющий собой образ «положительного бедного». И всё бы ничего, но с количеством «правильно-пафосных реплик», которыми героя Бэрримора снабдили сценаристы, явно вышел перебор, из-за чего его Мартин своей «правильностью» иногда начинает раздражать.
Полной противоположностью ему оказывается персонаж Эдварда Арнольда — Энтони П. Кирби, опытный промышленник, и соответственно, представляющий в фильме типаж «отрицательного богатея». К игре самого Арнольда аналогично нет претензий, но вот сам персонаж вызвал по отношению к себе исключительно равнодушие и ничего более. Не очень интересной у сценаристов получилась и героиня Джин Артур (секретарша Элис). Впрочем, исполнение самой актрисы в этом качестве также не впечатлило.
Персонаж Джеймса Стюарта лично мне понравился больше всех из списка действующих лиц картины своей, если так можно выразиться, «нормальностью». Ведь, если вспомнить, то по ходу сюжета многие в фильме впадают в крайности — дедушка героини Артур в «праведную», а отец персонажа Стюарта — в противоположную, «неправедную», но тоже крайность. Ну, а что же сам Тони?
Конечно, ему не характерна прижимистость своего отца и его стремление к наживе. Но и откровенная «дурашливость» большинства членов семьи своей невесты Тони также не свойственна. Другими словами, он придерживается чего-то вроде «золотой середины», чем и вызывает больше симпатий, чем все остальные герои происходящего в кадре (сам Стюарт, к слову, идеально передал этот акцент в характере своего героя, предлагаемом сценарием).
Немало забавляла будущая звезда мюзиклов студии MGM — Энн Миллер, игравшая сестру секретарши Элис, грезящую о балете, но напрочь лишённую для занятия таковым даже малейших способностей (хореографическую бесталанность, кстати, Энн изображала весьма убедительно, особенно, если учесть, что сама актриса танцует намного лучше, чем её героиня).
В заключении, отмечу, что рекомендовать к просмотру «С собой…» смело можно фанатам актёров, задействованных в фильме, любителями такого типа кинолент, почитателям творчества Фрэнка Капры и тем, кто интересуется голливудским кинематографом того времени. Однако, называть «С собой…» лучшей работой в биографии Капры лично я бы не решилась.
Конечно, здесь встречаются интересные моменты и не скучные эпизоды, но от «лучшего фильма 1938 года» (по версии членов Американской киноакадемии!) уже, как бы, по инерции ожидаешь чего-нибудь особенного, невероятного и экстраординарного. А вот в случае с данным кино с этим как-то, увы, не сложилось.
6 из 10
Совместные фильмы знаменитых голливудских режиссёра Фрэнка Капры и актёра Джеймса Стюарта пользуются даже в наши дни поистине «истерической любовью» среди американских киноведов и зрителей. Всего эти двое работали вместе три раза, и эксцентрическая комедия «С собой не унесешь» (1938) стала их первым опытом сотрудничества, а также, поворотным моментом в творческой биографии Стюарта, после чего его карьера в кино весьма стремительно начала подниматься к «звёздным высотам». Сюжет: Сын невероятно богатого промышленника Тони Кирби (Джеймс Стюарт)