Самая главная проблема испанской темы в том, что на постсоветском пространстве она малоизвестна. Ближайшее, что может вспомнить кто-либо из поколений ещё, приблизительно, семидесятых-восьмидесятых годов — участие советских лётчиков в гражданской войне в Испании 1934—1938 гг. К сожалению, бесспорно, героические участие советских воинов-интернационалистов в этой войне на защите Испанской Республики имело двойной характер, из-за тёмной стороны которого (борьба с анархистами и ПОУМ-овцами, внесшая разложение в республиканский лагерь и приведшая, в конце концов, к поражению Республики) о нём на территории СССР (да и сейчас) не особенно распространяются, и хорошо, что ещё живы некоторые потомки испанских беженцев, получивших приют в СССР после войны и активно участвовавших как в третьей советско-финской войне 1939—1940 гг., так и в Великой Отечественной Войне.
К чему я дал столь обширную вводную? Да дело в том, что мне долгое время активно промывали мозги, что, раз фашизм удержался столь долго на территории Испании и Португалии и сместился мирным и законным путём, испанцам при нём жилось хорошо и ладно. Разумеется, я в этом до крайностей сомневался: конечно, отнюдь не многим известны грабительские походы «Голубой дивизии СС» на территории Новгородской и Ленинградской областей, ещё меньшим известен режим военной диктатуры, установившийся в Испании в конце войны после победы фашизма, но те, кто знает, могут догадаться, насколько «хорошо» жилось в Испанском королевстве, особенно, в Каталонии, Басконии или Андалузии, коих первых, обычно, подозревали на предмет общественных беспорядков. Вообще говоря, настоятельно рекомендовал бы почитать Джорджа Оруэлла «Памяти Каталонии», ибо хотелось бы перейти к самому фильму.
В целом, всё то, что я здесь описал, не столь важно. В фильме есть всего один-два эпизода, в котором хоть как-то вообще упоминается Гражданская или Вторая Мировая войны. Всё остальное посвящено борьбе Сальвадора, его метаниям как в социальной, так и в личной жизни. Испанское кино — кино эмоций, а потому иногда их излишек местами раздражает, но зато всё расставлено очень конкретно, причём, как изначальная положительностьотрицательность, так и переход с одной стороны на другую. Правда, некоторые батальные сцены удивили. Например, я не понял, зачем было под прицелом нескольких пистолетов и револьверов стоять в полный рост в дверном проёме, хоть и со «стэном» в руках. Удивительно, что тот смельчак в белой рубашке вообще даже не поранился после этого случая.
В остальном же всё логично и понятно. В каком-то смысле этот фильм пересекается с кинолентой Рашида Бушареба «Аборигены» («Патриоты» в нашей локализации). Как и главные герои упомянутой картины, Сальвадор никак не может быть помилован и понят, но простой народ, тот, за который Пуч Антик и его товарищи отдавали свою жизнь, помнит и чтит память своего героя.
Весьма сожалею, что так долго откладывал просмотр этого фильма. Два года, чёрт возьми. Это того стоило!
10 из 10
Самая главная проблема испанской темы в том, что на постсоветском пространстве она малоизвестна. Ближайшее, что может вспомнить кто-либо из поколений ещё, приблизительно, семидесятых-восьмидесятых годов — участие советских лётчиков в гражданской войне в Испании 1934—1938 гг. К сожалению, бесспорно, героические участие советских воинов-интернационалистов в этой войне на защите Испанской Республики имело двойной характер, из-за тёмной стороны которого (борьба с анархистами и ПОУМ-овцами, внесшая разложение в республиканский лагерь и приведшая, в