Коммунизм без коммунистов… Утопия? Так коммунизм и сам по себе утопичен… Ладно, товарищи, не спешите: это лишь вывеска, приглашающая вдумчивого зрителя насладиться глубиной философской мысли юного дарования… Увы, после просмотра «Самокритики» возникают несколько другие идеи…
Заигрывание буржуазного дурачка — роль которого не играет, но в которой живет сам герр Радльмайер — с «левыми» в угоду если не «правым», то «центру» замаскировано под оригинальную молодежную работу, поднимающую пёс знает какие социальные и философские вопросы. Только маскировка эта сродни наряду огородного пугала, лишь потешающего наглых воробьев, разоряющих засеянное поле, но под тряпками которого кому-то удобней видеть грозного стража революционного искусства.
Ах, если бы художественное оформление «Самокритики» было не столь примитивно!.. Тогда бы все его неглубокие идеи не так бросались в глаза… Однако фильм Радльмайера более походит на курсовую работу студента режфака, проведшего основное время на музейной площади в наблюдении за входящими-выходящими из библиотеки Искусств студентками, а в преддверии сдачи работы быстро состряпавшим сие творение, выкатив ящик пива своим помощникам — жителям интернациональной общаги.
«Самокритика» представляет собой набор кадров, более-менее выверенных в плане их компоновки согласно базовым правилам учебника фотографии, но склеенными безо всяких идей в единое скучнейшее полотно, где живость повествования заменена шутовским дерганьем участников домашнего спектакля.
Не оживляет работу и сухой до треска германский юмор, едва ли выходящий за форматы грабель, наступить на которые режиссер отправляет недобрую капиталистку, тем самым видимо намекая на то, что важнейших исторических уроков корыстолюбивая фрау не освоила. Справедливости ради стоит сказать, что поиски коммунизма на родине фашизма (Италии) легковерных на чудеса пролетариев и впрямь выглядят забавно; правда, исключительно из-за полнейшей глупости такой ситуации.
Музыкальное оформление. С «Интернационалом» всё понятно — это обязательное клеймо любой комедии, где машут красным флагом. А вот нежный ноктюрн Шопена, да и светлый мечтательный «Евсебий» из шумановского «Карнавала» на фоне хипстерских кривляний вызывают если не раздражение, то уж точно обиду за их здесь использование. Наверное даже в знаменитой не менее «Интернационала» немецкой порнографии эти произведения будут уместней.
Теперь о «собаках», неглубоко зарытых на территории детской песочницы, или о том, что же хотел в своей работе сказать зрителю Радльмайер.
Показать, что призрак коммунизма всё ещё бродит по Европе? Что ж, бродит. И будет бродить до тех пор, пока либо не материализуется собственно в коммунизм, или, что вероятнее, пока всему населению не вмонтируют в седалище чипы, работающие таким образом, чтобы и мыслей о подобных призраках не возникало.
Показать, что иной революционер заканчивает свою активистскую деятельность в теплом кресле сразу, как только получает возможность туда усесться или куда его приводят буржуазные цепи? Вот уж откровение… Снято об этом столько, и настолько лучше, что в фильме Радльмайера вызывает лишь кривую усмешку. Например, Робер Лепаж двадцать лет назад поставил великолепную драму с элементами комедии — «Нет» (наименование отечественного проката; в оригинале «Но» — название знаменитого японского театра; впрочем не об этом речь), в которой упомянутая тема (помимо многих других) раскрыта художественно и с горьким юмором.
Провести параллели между сутью христианского учения и утопией коммунизма, пригласив для этого на сцену пародию на известного итальянского святого? Показывающего фокусы с бобами, а в случае их неверной трактовки (еще одна «философская» мысль о недоступности высокой идеи погрязшим в быту) — «чудо о собачке». Кавани, случись ей посмотреть такое, наверное сердечный приступ хватит…
Показать, что идея равенства и братства для своего осуществления в сложившейся структуре упирается в проблему необходимости лидера, становящегося диктатором? Показано много раз без Ральдмайера, и не в виде дешевой клоунады.
Наконец, сказать о том, что пролетарии всех стран всегда будут недовольны капиталистами, а последние всегда будут наживаться на их труде? Откровение, доступное ребенку; причем не только воспитанному в семье коммунистов.
В общем, продукт у Ральдмайера, предназначенный вроде для «наших», получился больше «вашим», сохранив при этом определенную универсальность назначения: с одной стороны «капиталист» порадуется тому, что всё левопахнущее выглядит так примитивно; с другой — «пролетарий» должен сделать вывод о том, что место его в ярме и бороться с системой сложнее, чем собирать яблоки; с третьей — всегда найдется зритель, готовый вообразить пугало благородным всадником.
Итог. Грант молодой режиссер освоил — глядишь, яблоки грузить придется только перед кинокамерой. Чем уж тут будут кормиться зрители — это их дело. Только предлагаемый плод искусства так густо намазан воском, что откусив от него, тут же хочется выплюнуть…
Коммунизм без коммунистов… Утопия? Так коммунизм и сам по себе утопичен… Ладно, товарищи, не спешите: это лишь вывеска, приглашающая вдумчивого зрителя насладиться глубиной философской мысли юного дарования… Увы, после просмотра «Самокритики» возникают несколько другие идеи… Заигрывание буржуазного дурачка — роль которого не играет, но в которой живет сам герр Радльмайер — с «левыми» в угоду если не «правым», то «центру» замаскировано под оригинальную молодежную работу, поднимающую пёс знает какие социальные и философские вопросы. Только мас