В 1994 году из своего дома в Техасе таинственно исчез 12-летний Николас Барклей. Спустя три года, в 1997-м, в Испании обнаружился молодой человек, утверждавший, что он и есть пропавший мальчик. Правда, этот юноша в итоге оказался на семь лет старше Николаса, кроме того, вместо голубых глаз у него были карие, вместо светлых волос - темные, и говорил он с французским акцентом. И в то же время, что более всего удивительно, родные Николаса признали в нем своего ребенка. Самозванец? Но кто он и почему захотел сыграть роль пропавшего мальчика?Документальный фильм "Самозванец" (The Imposter) рассказывает подлинную историю Фредерика Бурдена, который дурачил семью и власти, выдавая себя за Николаса Барклея. На тот момент 23-летний французский мошенник объяснил свое поведение позже желанием "быть кем-то другим". В роли "кого-то другого" Бурден, как выяснилось, выступал уже не раз. Фильм расследует историю "хамелеона" на примере вопиющего случая с мальчиком из семьи Барклей, пытаясь выяснить, как он это сделал, зачем и почему это сходило с рук. Режиссер картины Барт Лэйтон встречается с ключевыми персонажами этой истории - самим Бурденом, семьей Барклей, различными должностными лицами, имеющими отношение к описываемым событиям. Фильм "Самозванец" удостоился номинации на Гран-при фестиваля "Санденс" в категории "документальный фильм". Судьбе Фредерика Бурдена также посвящен художественный фильм "Хамелеон".
С места в карьер — только за режиссуру, за превосходную работу Барта Лэйтона я ставлю этому фильму 10 баллов. Некоторым может показаться, что заслуга режиссера слишком уж преувеличена, мол фильм основан на реальных событиях — выдумывать ничего не надо, сценарий почти готов; в качестве актеров — реальные люди — никаких проб и провалов с неправильно подобранном типажом; в общем, как не посмотри, а кажется, что Лэйтону все эти факторы работу значительно облегчили, ну да, где уж там…
Любой человек, даже тот, кто понятия не имеет, как выстраивается свет в студии и пишется сценарий, без особого труда сможет отличить документальный кадр от художественного, так вот задача режиссера как раз и заключается в том, чтобы эти «склейки» не резали глаз, чтобы не возникло у зрителя ощущения, что фильм идет в двух совершенно разных плоскостях. Лэйтон с этой задачей справился просто отлично — кинокартина получилась цельной и органичной, в какой-то момент даже казалось, что нет реальных людей в фильме — все актеры, просто потрясающие актеры — настолько тонкими были переходы между кадрами с рассказами очевидцев и тем, как увидел эту историю режиссер.
Что касается самого сюжета — эта история одна на миллион и уже ради нее стоит посмотреть фильм — по-хорошему наглая, абсурдная и ошеломляющая задумка Фредерика Бурдена восхищает и пугает одновременно — это действительно было? Люди способны на такое? Черт возьми, я каждый раз с замиранием сердца прохожу через антикражные ворота магазинов, а здесь человек не побоялся выдать себя за другую личность — ворох вранья и одурачены все — агенты ФБР, сотрудники полиции и даже мать того, за чьего сына выдал себя этот чертовски смелый самозванец! Лучшие сценарии пишет все-таки Жизнь.
Жанр фильма определен, как документальный, мне кажется это не совсем так, кинокартина больше напоминает художественный детектив. История выстроена последовательно, но не лишена интриги, в фильме много интересных поворотных моментов и художественных приемов, которые и не дают мне причислить эту кинокартину только к документальному жанру, уж слишком хорошо поработал с материалом Барт Лэйтон — смог нащупать все его грани, грамотно расставить акценты в повествовании и показать историю с таких сторон, о которых зритель даже и не подозревал. Что тут скажешь, Барт, все 10 баллов заслуженно твои!
10 из 10
С места в карьер — только за режиссуру, за превосходную работу Барта Лэйтона я ставлю этому фильму 10 баллов. Некоторым может показаться, что заслуга режиссера слишком уж преувеличена, мол фильм основан на реальных событиях — выдумывать ничего не надо, сценарий почти готов; в качестве актеров — реальные люди — никаких проб и провалов с неправильно подобранном типажом; в общем, как не посмотри, а кажется, что Лэйтону все эти факторы работу значительно облегчили, ну да, где уж там… Любой человек, даже тот, кто понятия не имеет, как в