Этот мини-сериал мне недавно посоветовали посмотреть. К российским фильмам я всегда относился со скепсисом, а к сериалам тем более. Но, как оказалось, режиссером данной картины оказался не кто иной, как Егор Баранов — режиссёр, на мой взгляд, «революционной» в мире российского кинематографа трилогии и сериала «Гоголь». Данная же «Саранча» — одна из его дебютных работ. И, как ни странно, талант мастера заметен сразу, ибо мини-сериал получился не просто смотрибельным, а очень даже интересным.
Сюжет. Побережье: море, солнце, лето. К одной «мажорной» даче с особняком на байке подъезжает одни из главных героев этой картины — Артём (Пётр Фёдоров). Обычный парень-рыбак, подрабатывающий разнорабочим со своим другом детства Маратом. На своё счастье (или беду) Артём встречает девушку по имена Лера (Паулина Андреева), безмятежно загорающую возле бассейна. Естественно понятно к чему всё ведётся, только каким образом нищий Артём заинтересовал дочку москвича, фильм оставил за кадром.
В итоге оказалось, что родители за Леру уже всё решили, т. к. на примете уже есть жених, который может вытащить всю семью из долговой ямы. Но Лера терять свою любовь не собирается, да и Артём не собирается расставаться со своим «счастьем» и отправляется за Лерой в Москву без гроша в кармане и образования. И понеслась история возможно даже и правда «настоящей любви», которая стала роковой не только для влюблённых, но и для их окружения.
Вот вроде кажется, что сюжет далеко не оригинален, а история стара, как традиция русских вешать ковры на стену. А в итоге история не разочаровывает от начала и до конца.
Актёры. Молодые российские актёры, за редким исключением, никогда не вызывали у меня восторга. Но в «Саранче» они в большей степени порадовали. Особенно это удалось Евгению Стычкину (Бокий из «Охоты на дьявола» (2016) и Христофорович Бинх из «Гоголя») — здесь он Пацыфик, сидящий на наркоте и привносящий небольшие ноты позитива в эту мрачную картину. Роль, конечно, небольшая, но его актёрское мастерство и харизма делают всё. Паулина Андреева — она же Лера, несмотря на скудный список ролей в её карьере, здесь она проявила себя очень убедительно. А вот Пётр Фёдоров, играющий Артёма, был немного «деревянным» во многих сценах и часто недоигрывал в силу своей скудной мимики.
Диалоги. Построены грамотно. Без клишированных и пустых не обошлось, но по сравнению с «шедеврами» Фонда Кино, их было минимум.
Музыка. В «Саранче» ей уделено немало внимания, хотя шедевров лично я не услышал.
Атмосфера. А вот за атмосферу, которую создал Егор Баранов, можно простить все предыдущие недочёты. 1) Романтическая история: свидания, поцелуи и (внезапно!) откровенные сцены; 2) драма: ссоры, депрессии, непонимание, жизненные трудности и «падение» главных героев; 3) триллер — без спойлеров; 4) символизм и философские рассуждения. Все эти составляющие фильма режиссер лаконично переплёл друг с другом и равномерно распределил на все 4 серии, создав нетипичную романтическую атмосферу, пропитанную цинизмом и жестокостью. И такая «love story» воспринимается неоднозначно, что и делает данное творение уникальным.
Итог
«Саранча — это орда насекомых, уничтожающих ради собственного насыщения всё на своём пути и оставляющие после себя пустоту и руины некогда цветущего поля».
Всё это я к чему? Главные герои, чем не саранча? Хотя, с другой стороны, неужели их взаимную любовь можно назвать преступлением? Почему любовь, которая в идеале должна дарить радость, счастье и создавать прочные семьи, повлекла за собой такие ужасные и непоправимые последствия? Может дело в самих влюбленных: в их воспитании, характере или социальном статусе? Может в их чересчур завышенных требованиях и амбициях? Или дело в нашем мире, который всеми силами своей рутиной и испытаниями судьбы пытается заставить влюблённых забыть о своей любви?
В общем, «Саранча» поднял немало вопросов и дал просто море пищи для размышления. У каждого зрителя будут свои ответы опять же в зависимости от мировоззрения, воспитания и опыта. Лично я остался доволен этим творением, возможно даже заставило меня задуматься над собой и над будущей жизнью. Надо ли говорить, что для российской киноленты это огромное достижение!
9 из 10
Этот мини-сериал мне недавно посоветовали посмотреть. К российским фильмам я всегда относился со скепсисом, а к сериалам тем более. Но, как оказалось, режиссером данной картины оказался не кто иной, как Егор Баранов — режиссёр, на мой взгляд, «революционной» в мире российского кинематографа трилогии и сериала «Гоголь». Данная же «Саранча» — одна из его дебютных работ. И, как ни странно, талант мастера заметен сразу, ибо мини-сериал получился не просто смотрибельным, а очень даже интересным. Сюжет. Побережье: море, солнце, лето. К одной «мажо