Ленивые лучи солнечного света проникают сквозь перламутр старинного витража и бесшумно крадутся по тонким светлым волосам, по изгибам изящного рта и по холёным нервным рукам…
Как можно в тебя не влюбиться? Как можно тебя не любить? Как сложно не бросить всю свою жизнь к ногам толпы, глядя в твои синие глаза, такие далёкие, равнодушные и насмешливые?…
… Нам никогда не понять, что было между этими двумя мужчинами, молодым и не очень. Для Уайльда Бози был музой, проклятием и судьбой. Той самой кульминацией, в момент которой Уайльд из грешника-язычника превратился в мученика викторианской эпохи.
«Счастливый принц» — это не просто фильм, это кино-поэма о трагической любви, о падении и об обретении себя.
Руперт Эверетт задумал фильм очень давно, примерно в 2007—2008 годах, и только в 2018 нам удалось его увидеть.
И это для меня большое счастье: в фильм буквально ныряешь с головой, как будто переносишься к человеку, за которого я так часто болела всей душой, читая «De profundis» или акройдовское «Завещание».
Метод Эверетта — это чистейший кино-импрессионизм, которому под силу передать движения утраченных минут во всей полноте их цвета, запаха и температуры…
Фильм, посвящённый последним годам жизни Уайльда (1897—1900), построен на контрасте — итальянская вилла/дешёвая парижская гостиница… Локации, которые передают динамику всей жизни самого Уайльда, в том числе и духовной: он не знал середины — либо светский салон, либо дно; либо обожание, либо низвержение с пьедестала — либо всё, либо ничего… И это тяготение к крайностям в фильме очень утончённо приправлено пороками, которые уже стали частью естества, но которые не дают ни радости, ни наслаждения.
Сам Эверетт играл Уайльда. Уайльд вышел из тюрьмы, когда ему было 43 года. Многие отмечали, что он как будто помолодел, оживился, сбросив груз высокомерного эстетства… Но это быстро прошло, и наступила преждевременная старость (посмотрите фото Оскара в 1897—1899 г. г.). Эверетт очень точно передаёт эти изменения. Уайльд, сыгранный Эвереттом, опускается на дно, уходит в ночь, но уходит красиво, сохраняя достоинство настоящего эстета.
Констанс, жену Уайльда, играет моя любимая Эмили Уотсон. Констанс всегда была ангелом-хранителем Оскара, она его любила до последнего, как бы он её ни предавал и ни осмеивал. Когда Уайльд был почти при смерти, ему было видение: Констанс (уже покойная на тот момент) вошла к нему в номер и села около него… Оскар долго размышлял об этом случае и признавался друзьям, что если бы можно было всё вернуть назад, то он бы с ней так не поступал… Эмили Уотсон идеально попадает в образ Констанс, хоть внешне совсем не похожа на неё. Уотсон играет настоящую викторианскую леди, которая в своих принципах морали так же сильна, как и в умении бороться за семью до конца.
Вообще тема раскаяния — ключевая тема фильма. Раскаяния, которое тем не менее не перекрыло кислород любви к Бози.
… Бози играет Колин Морган (незабвенный Мэрлин). Играет очень тонко, поскольку его Бози — человек закрытый, хоть и капризный, развращённый etc.
Бози прожил долгую и не очень счастливую жизнь, причём и сам познал тюрьму, уже будучи пожилым человеком… Но всё это потом. А сейчас — свобода, красота и обожание большого во всех смыслах человека. Кстати, Бози был поэт, причём неплохой, вот именно Бози-поэта и играет Морган: он не делает из него демона-искусителя, бьющегося в истерике, в которой буквально растворился Бози, сыгранный в 1997 Джудом Лоу…
… Но, наверное, зритель, Вы и сами увидите многие другие достоинства фильма: не буду раскрывать всех секретов.
Мне хотелось бы сейчас сказать о другом: Руперт Эверетт, на мой взгляд, своим фильмом совершил своего рода подвиг художника, который поставил памятник неоднозначнейшему человеку недавнего прошлого, памятник, в основании которого Любовь. Эверетт не осуждает, не клеймит: он призывает нас подумать о цене любви. И самому выбрать то, что ближе, но и напоминает, что ответственность будет только на нас.
И это не очень типично для западного искусства наших лет, но так созвучно творчеству самого Уайльда, Счастливого Принца, от которого нам осталось только сердце, наполненное раскаянием, прощением и любовью.
10 из 10
Ленивые лучи солнечного света проникают сквозь перламутр старинного витража и бесшумно крадутся по тонким светлым волосам, по изгибам изящного рта и по холёным нервным рукам… Как можно в тебя не влюбиться? Как можно тебя не любить? Как сложно не бросить всю свою жизнь к ногам толпы, глядя в твои синие глаза, такие далёкие, равнодушные и насмешливые?… … Нам никогда не понять, что было между этими двумя мужчинами, молодым и не очень. Для Уайльда Бози был музой, проклятием и судьбой. Той самой кульминацией, в момент которой Уайльд из грешник