Сегодняшний Голливуд, да и пожалуй, что весь мировой кинематограф — разучился снимать сказки. Есть модный нынче жанр «фэнтази», но вот сказка как жанр умерла. И уже давно. И судя по тому, с какой однотипной монотонностью нынешняя «Фабрика Грёз» штампует блокбастеры с компьютерными спецэффектами — умерла она навсегда… Хотя и бюджеты у фильмов огромные, и играют главные роли звёзды, и картинка зрелищная и сами эти эффекты нарисованы шикарно…Так в чём же дело? Если честно -то я и сам не понимаю. Знаю только то, что в современных картинах снятых в сказочном жанре больше нет самого важного. Нет волшебства. А без него поверить в саму сказку, насладиться приключениями и сопереживать героям, восторгаясь их подвигам, как то не получается. Возможно поэтому у современных детей и нет тех картин, в героев которых они могли бы играть, и чьи приключения после просмотра потом неоднократно могли бы сами инсценировать…А в моём детстве просмотр подобных фильмов всегда был чем то невероятным! После я бегал по двору с деревянным самодельным мечом, или же луком, воображал себя разными героями увиденными в этих картинах, а дома воссоздавал показанные в фильмах сражения со всевозможными монстрами, самолично сделанными из пластилина…И сегодня, спустя много лет, после просмотра кино родом из счастливого детства сразу накатывает щемящее чувство светлой ностальгии по тем давно прошедшим временам. За это время произошло многое, многое изменилось, мы повзрослели…Но кино то, кино нашего детства -оно осталось. И даже спустя столько лет ещё способно на пару часов вырвать тебя из серой повседневности и перенести в сказку, вернув почти забытое ощущение волшебства, которое будто осязаемо исходит с экрана во время демонстрации подобной кинокартины! Рассматриваемый в этой рецензии сказочный фильм (как он тогда казался) — детский приключенческий боевик «Седьмое Путешествие Синдбада» -как раз такое кино.
Этот легендарный детский фильм был снят при помощи усилий настоящего чародея и кудесника по визуальным эффектам до компьютерной эры кинематографа -Рэйя Харрихаузена. Под его началом в середине прошлого века вышло множество приключенческих картин, большинство из которых рассказывали про древние времена, и были откровенно сказочной направленности. Однако творческой вершиной этого мастера я назвал бы не классический «Ясон и Аргонавты» (1963) — который входит в почётный список «1000 фильмов которые следует посмотреть», а легендарный, зачисленный в национальный реестр американского кино -«Седьмое Путешествие Синдбада» (1958). Этот компактный, бодрый, весьма насыщенный событиями и незамедлительным действием экшен-фильм стал визитной карточкой мэтра на долгие годы, и одним из его самых успешных произведений. Успех которого так и не смогли превзойти вольные продолжения выпущенные Харрихаузеном спустя годы. Сегодня, более полувека спустя — этот фильм признаётся одним из наиболее влиятельных в своём жанре, а это мне кажется уже достаточный повод, что бы любители фэнтази, приключений и сказок с ароматом загадочного Востока (события фильма -весьма вольная попытка обратится к «Тысяча и Одной Ночи»), а уж тем более дети — обратили на ленту Натана Юрана своё внимание. Пусть на сегодняшний день спецэффекты картины покажутся устаревшими, а все эти монстры с которыми сталкиваются и сражаются отважные мореходы — неестественными, зато в картине есть дух Сказки. А этого, как я уже говорил выше, увы лишены современные фильмы такого формата. Да и некая «винтажность», как это не покажется странным, идёт картине только на пользу. Ибо сегодня так уже не снимают. И некогда больше уже так не снимут…
История начинается с того момента, как корабль Синдбада причаливает к берегу таинственного острова, дабы путешественники смогли запастись продовольствием и водой. Но им приходится срочно уплывать, так как оказалось, что на этой земле обитают гигантские циклопы. Спасённый ими маг Сакура заклинает их вернутся на остров, так как он хочет вернуть свою волшебную лампу в которую заточён исполняющий желания Джин. Но Синдбад непреклонен — он не хочет рисковать жизнями своих матросов, и к тому же спешит в Багдад на собственную свадьбу с прекрасной принцессой Парисой. Но коварный колдун находит способ заставить отважного мореплавателя пустится в опасное путешествие — он насылает на возлюбленную героя злые чары, и лишь добравшись до злополучного острова можно расколдовать принцессу. Так герои отправляются назад, на землю где обитают циклопы-людоеды, гигантские двухголовые птицы и огнедышащий дракон. Приключения начинаются! И хотя итог их заранее известен — победа Добра над Злом, романтика и любовь — смотреть кино, и получать от него удовольствие это не сколько не мешает…
Несколько слов об актёрах. Сыгравший главную роль Кервин Метьюз, в последствии так и остался актёром одной роли. Так же как и очаровательная, и по детски наивная в роли восточной красавицы-принцессы Кетрин Грант. А более успешного в плане актёрской карьеры Торина Тэтчера я более негде не видел, и знаю его по роли зловещего мага Сакуры из этой картины. Запомнился ещё и совсем юный исполнитель роли мальчика Джина — Ричард Айер. Сыграли свои роли эти люди очень харизматично. Стоит отметить и чарующий саундтрек Бернарда Херрмана, придавший фильму восточного колорита. Прекрасно видно, что создателям фильма так же было всё это интересно: морские плаванья, красочные декорации древнего Востока, макеты и яркие наряды героев. И конечно же съёмки всех этих феерий с циклопами и прочими монстрами! Должно быть художнику картины Хилю Паррандо, и аниматору этих чудищ -Рэйю Харрихаузену было не до веселья, но если бы и они не горели проектом, то уж точно бы кино не получилось. Ведь самое главное в таких лентах это — всевозможные чудовища, и сцены сражений героев с ними. Понятное дело, что эти исполины не строились «в полный рост», а лишь усердие аниматоров и оператора-постановщика (Уилки Купер) смогли соединить в одном кадре живых актёров и маленькие, вероятно пластилиновые куклы монстров. Хотя комбинированная съёмка всё же заметна, для своего времени это поверьте, был каторжный труд, и все занятые на создании фильма люди потрудились на славу. Хочу заметить и некую дань более ранней классике: в сцене битвы циклопа с драконом, виден явный «привет» оригинальному «Кинг-Конгу» (1933) -так как данная сцена это цитата сражения Конга с динозавром. Видимо этим Рэй Харрихаузен хотел отдать должное своему учителю — Уиллису О, Брайану, творчество которого в своё время помогла будущему мэтру определится с профессией…
8 из 10
Сегодняшний Голливуд, да и пожалуй, что весь мировой кинематограф — разучился снимать сказки. Есть модный нынче жанр «фэнтази», но вот сказка как жанр умерла. И уже давно. И судя по тому, с какой однотипной монотонностью нынешняя «Фабрика Грёз» штампует блокбастеры с компьютерными спецэффектами — умерла она навсегда… Хотя и бюджеты у фильмов огромные, и играют главные роли звёзды, и картинка зрелищная и сами эти эффекты нарисованы шикарно…Так в чём же дело? Если честно -то я и сам не понимаю. Знаю только то, что в современных картинах снятых в