«Не око за око, а тысяча глаз за один. Тысяча жизней, за жизнь Вождя. Да здравствует красный террор!» (один из первых декретов Советской Власти).
Не каждому режиссёру везёт дебютировать в кино полнометражной, кинотеатральной работой. А именно так в мир кино пришёл Алексей Юрьевич Герман — в последствии классик отечественного кино. Хотя стоит добавить, что к 1967 — му (год создания «Седьмого Спутника») он был не новичок в профессии, так как имел уже театральный опыт. И вообще, по словам самого Германа — он некогда не хотел становиться кинорежиссёром. Это его отец — советский писатель Юрий Герман подтолкнул к тому, что бы снимать кино. Это звучит тем более странно, если учесть сильный профессиональный уровень способностей молодого постановщика, чей дар был неоспорим даже его многочисленными оппонентами. Если бы сложилось так, что Алексей Юрьевич продолжил работать в театре, то отечественный, да и мировой кинематограф лишился бы нескольких выдающихся картин, которые по праву можно назвать шедеврами. Режиссёр тяготел к психологической драматизации материала, полного погружения в атмосферу фильма, усложнению и без того непростой для восприятия истории всякими художественными приёмами (в том числе открытыми и опробованные им же самим). При том, он был правдорубом и слыл человеком с бескомпромиссным и тяжёлым характером. Потому брался всегда за непростые, подчас мало-реализуемые при тогдашней власти проекты. Оттого лучшие его фильмы чиновники из Госкино запрещали, и назвав «антисоветскими» клали на «полку»…Но это всё будет позже. А пока, начинающий режиссёр ставит вместе с опытным, но откровенно среднестатистическим постановщиком свой первый фильм — экранизацию известной, и уже ранее переносившейся на плёнку повести Бориса Лавренёва «Седьмой Спутник»…
Советский поэт и писатель Борис Андреевич Лавренёв — в прошлом участник Первой Мировой и Гражданской войн, красноармеец и фронтовой журналист, лауреат нескольких медалей и орденов (в том числе Трудового Красного Знамени) и двух Сталинских премий — написал повесть про «бывшего» который пытается затесаться в современную историю, и послужить новой власти наступившей в России, в 1927 -ом. Тогда же она и была впервые экранизирована (речь о постановке Владимира Касьянова), а после — для телевидения силами режиссёра Виктора Турбина (версия 1962 — ого). Но если ранние киноверсии данной повести были откровенно говоря слабыми и посредственными постановками, то экранизация осуществлённая Алексеем Германом в содружестве с Григорием Ароновым («Матрос Сошёл на Берег») — самостоятельное, сильное кинопроизведение, которое как и подобает всякой достойной экранизации может существовать в отрыве от литературного первоисточника.
Уже в первом фильме Германа чувствуется его тяга к «артхаусу»: длинные планы снятые без «склеек», чёрно-белая плёнка, яркие персонажи второго плана предоставленные в кадре самим себе (ходят туда — сюда, что то бубнят, разговаривают о чём то своём и пр.), максимально приближённая к реальности атмосфера. Разумеется это не столь ярко выраженно как в его втором фильме (отправленной на «полку» «Проверки на Дорогах»), но все предпосылки к нему уже чувствуются. Думаю Аронов пошёл во многом на уступки более талантливому коллеге — напарнику, хотя потом писали, что это Герман многое уступил Аронову. В первом легче убедиться — стоит только ознакомится с фильмографией Аронова, в которой нет ни одного столь же выверенного и драматичного фильма. В то же время, если для него «Седьмой Спутник» стал самым главным фильмом в карьере, то для Германа — это была лишь дебютная и не самая примечательная лента. Последующие работы мастера: «Двадцать Дней Без Войны» (1976), «Мой Друг Иван Лапшин» (1984) и уже упомянутая «Проверка на Дорогах» — вписали имя своего создателя в историю отечественного кино, сделав классиком ещё при жизни. Благо снимал Герман не часто, подчас тратя на создание своих картин не то что годы — десятилетия! К примеру, его наделавший не мало шума в год выхода шедевр «Хрусталёв, Машину!» (1998) — отнял почти 8 лет жизни автора, а последняя картина — экранизация романа братьев Стругацких «Трудно Быть Богом» (2013) — вообще вышла на экраны после смерти мастера…
Как в последствии стало закономерным, в «Седьмом Спутнике» прекрасно воссоздана минувшая эпоха: предметы быта, одежда, интерьеры помещений и пр. — всё безупречно передаёт атмосферу 20 — ых и сурового периода Гражданской Войны. В будущих картинах Герман усовершенствует передачу атмосферы через детали и быт минувшего, но и то что есть — совсем не декоративно — показушное обрамление. Оператор фильма — Эдуард Розовский не первый раз снимал кино об этой эпохи («Белое Солнце Пустыни», «Начальник Чукотки»), а потому картинка вкупе с воссозданной режиссёрами атмосферой и прекрасными актёрскими работами полностью достоверна. Да и столь любимая Германом чёрно — белая плёнка фильму о Гражданской Войне подходит больше цветной. Будь «Седьмой Спутник» снят в цвете, то получилось бы нечто среднее между «Неуловимыми Мстителями» и «Опасными Гастролями» — популярными фильмами 60 — ых на данную тему. А так получилась серьёзная драма, с небольшими ироническими моментами, во многом близкая экранизации «Собачьего Сердца» Бортко. Этому способствует и музыка написанная композитором Исааком Шварцем, правда в отличии от шедевра Бортко, саундтрек «Седьмого Спутника» не запоминается…
Актёры сыгравшие главные и эпизодические роли подобраны просто блестяще. Андрей Попов — растерян и подавлен в образе интеллигента — старого офицера Адамова, Александр Анисимов — суров и хладнокровен в роли чекиста Кухтина, Георгий Штиль — простодушен, хотя и по военному жёсток в роли красноармейца Кимки. Запоминаются сыгравшие в эпизодах Алексей Баталов и совсем молодой Олег Басилашвили (первый сыграл красного комиссара, а второй — арестованного «беляка»). Простой, и достаточно смелый для своего времени сценарий Юрия Клепикова и Эдгара Дубровского («Холодное Лето 53 -его») — не просто перенёс коллизии повести Лавренёва на экран, а дал возможность авторам высказать свою точку зрения на заданную тему. Поэтому «Седьмой Спутник» стоит на одной полке с другой выдающейся экранизацией прозы Лавренёва — фильма Григория Чухрая «Сорок Первый»…
Примечательно то, что режиссёры не делят героев на «плохих» и «хороших», как «белые» так и «красные» показаны с разных сторон. Ведь в каждом человеке есть и плохое и хорошее, малодушие и храбрость, которую подчас не всем удаётся проявить в нужный момент…Думаю, что бы снять такое кино в 60-ых нужно было обладать мужеством, и понимать, что это могла быть не только первой, но и последней картиной. Алексей Герман это понимал. Потому многие годы противостоял тоталитаризму подавляющей всякое «инакомыслие» советской системы…
10 из 10
«Не око за око, а тысяча глаз за один. Тысяча жизней, за жизнь Вождя. Да здравствует красный террор!» (один из первых декретов Советской Власти). Не каждому режиссёру везёт дебютировать в кино полнометражной, кинотеатральной работой. А именно так в мир кино пришёл Алексей Юрьевич Герман — в последствии классик отечественного кино. Хотя стоит добавить, что к 1967 — му (год создания «Седьмого Спутника») он был не новичок в профессии, так как имел уже театральный опыт. И вообще, по словам самого Германа — он некогда не хотел становиться киноре