Вуди Аллена, короля хоть и интеллектуальной, но все же комедии, всегда тянуло доказать, что ему под силу и серьезный жанр. На его счету несколько драм, которые вечно обвиняют в подражательстве. Однако, представьте, что вы знаете Вуди не как комедиографа, а именно как автора этих психологических невеселых историй — полагаю, что они получили бы больше признания. Почему-то мы вечно хотим определиться с оценкой человека или художника раз и навсегда — этот злой, этот благородный, этот весельчак. Но личности свойственно иметь объем, быть разной. Так и Вуди, с одной стороны, комик и балагур, а с другой… Другая сторона, недооцененная и недопризнанная, — меланхоличность, печаль, горечь.
Вуди остро чувствует несовершенство мира и несовершенство человека. Да, он любит посмеяться над человеком, над его нелепостью, но иногда он будто бы не в силах сдержать боли за человека. В «Сентябре» он позволил себе жалость к человеку. Но жалость не насмешливую, не высокомерную, а нежную и мудрую. Герои «Сентября» — люди неплохие, но слабые. Любящие, но несчастные и потому эгоистичные. Мечтающие о счастье, но не имеющие воли, чтобы добиваться своего. Эти люди вызывают одновременно и симпатию, и раздражение. Миа Ферроу блестяще создает именно эту многогранность. Она вроде бы красивая, но какая-то несуразная. Вроде бы умная, интересная, но такая закомплексованная и самозацикленная.
Образ матери, пожалуй, несколько простоват. Эдакая звезда кино — шибутная, легкомысленная, слегка бесчувственная. И будто бы она виновата в бедах дочери. Но думаю, Аллен не хотел такого вывода. Полагаю, он все же склоняется к мысли, что все — внутри человека. Никто ни в чем не виноват. Просто человек таков — несчатный, одинокий, жалкий.
«Сентябрь» возможно, несколько литературен. Перенасыщенные диалоги, какая-то приподнятость, будто бы это не совсем живые люди из мяса, а вечно рассуждающие и томящиеся образы людей. Но в этой рафинированности есть какая-то прелесть. Да, это вымышленный мир, но такой заманчивый, утонченный. Порой хочется приподняться над бытовой жизнью, побыть эдаким мечтателем. «Сентябрь» дает эту возможность. И, самое интересное, фильм вовсе не депрессивный, после него чувствуешь, что достаточно похандрил вместе с героями и теперь хочется вдохнуть и заняться делом.
8 из 10
Вуди Аллена, короля хоть и интеллектуальной, но все же комедии, всегда тянуло доказать, что ему под силу и серьезный жанр. На его счету несколько драм, которые вечно обвиняют в подражательстве. Однако, представьте, что вы знаете Вуди не как комедиографа, а именно как автора этих психологических невеселых историй — полагаю, что они получили бы больше признания. Почему-то мы вечно хотим определиться с оценкой человека или художника раз и навсегда — этот злой, этот благородный, этот весельчак. Но личности свойственно иметь объем, быть разной. Так