«Меня зовут Исаак Амин. Я родился в портовом городе Хорремшехре, моих родителей зовут Хаким и Афшин. Я старший из троих детей. В юности я работал в конторе при нефтеперерабатывающем заводе в Абадане. Изучал литературу, поэзию, затем геммологию, после чего открыл собственное ювелирное дело. Хотел стать поэтом, но понял: словами сыт не будешь. Живу в Тегеране. Женат, имею двоих детей. Надеюсь еще увидеть семью».
Так во время одного из допросов описал свою жизнь главный герой романа Далии Софер «Сентябри Шираза», по которому и снял свой фильм Уэйн Блэр. Режиссёр сохранил основную линию романа с арестом, и нахождением в тюрьме главного героя, и даже оставил большинство диалогов. Но вот передать основную идею романа, о том, как жернова революции перемалывают не просто человеческие судьбы, а рушат тысячелетние устои общества, рвут на части семейные узы, превращая в пыль всё то, что до неё составляло смысл жизни миллионов людей, режиссёр или не захотел, или не смог.
А ведь материал книги позволял развернуться по полной. Какие шикарные роли могли сыграть актёры, позволь режиссёр себе просто не отступать от книги. Одни тюремные сцены чего стоят. Именно они открывают Исааку Амину глаза на то, что такое жизнь, в её прямом выражении. Исаак вынужден по-новому взглянуть на то, как жил до этого, переосмыслить свои поступки, наладить взаимоотношения в семье, которая давно превратилась в совместное проживание чужих людей в одном доме. Увы, ничего этого в фильме нет. Как нет и объяснения а за что собственно расстреляны Вартан Сафоян, Мехди, Расим и другие заключённые. А ведь это ещё одно значимое послание книги. Если ювелир Амин своими работами лишь услаждает взор, и смущает кошельки покупателей, то пианист Сафоян, и университетский преподаватель Мехди гораздо опаснее для победивших революционеров. Ведь они сеют зёрна сомнения в души людей, потрясают правила ниспосланные свыше. Радуют и пробуждают в людях неведомые им ранее чувства. Даже подросток Расим, обливший прилюдно муллу красными чернилами гораздо опаснее безобидного ювелира. Но этого тоже нет в фильме. Там вообще нет политики, режиссёр побоялся углубиться в эту тему, и ограничился лишь стандартным видеорядом. Вообще вся цветовая палитра картины сведена к стандартному для Голливуда чёрно-белому варианту. Плохие иранцы, и бедные евреи. Хотя от тех же стражей исламской революции в равной мере страдает и старик антиквар, правоверный мусульманин, вся вина которого заключается в том, что он не захотел просто так отдать свою лавку с её сокровищами. Что поделать, не умеют в Голливуде ткать многоцветные персидские узоры. А жаль…
Нет, фильм совсем не плох, особенно первые час десять минут, Сальма Хайек и Эдриан Броуди временами даже вполне мастерски выдают ударные сцены, особенно Хайек, не хватает разве что настоящего восточного колорита. Странно, почему фильм не сняли где-нибудь в Египте, Марокко, или на худой конец Турции? Декорации нищей окраины болгарской столицы явно не тянут на Тегеран, особенно на район где живут сливки иранского общества, и только подчёркивают небрежность съёмок. Но вот последние полчаса — это полное разочарование. Складывается впечатление, что автор резко охладел к своей работе, или пришёл продюсер, и заявил, что деньги кончились, съёмки надо завершить на те, что остались. Сюжет резко начинают комкать, диалоги становятся примитивно-голливудскими, актёры перестают изображать хоть что-то правдивое, а режиссёр выдаёт один штамп за другим, словно впервые самостоятельно встал за камеру. И конечно тот самый хэппи-энд, куда уж без него.
В общем, прочитайте книгу, посмотрите фильм, и сами вынесете собственное мнение.
«Меня зовут Исаак Амин. Я родился в портовом городе Хорремшехре, моих родителей зовут Хаким и Афшин. Я старший из троих детей. В юности я работал в конторе при нефтеперерабатывающем заводе в Абадане. Изучал литературу, поэзию, затем геммологию, после чего открыл собственное ювелирное дело. Хотел стать поэтом, но понял: словами сыт не будешь. Живу в Тегеране. Женат, имею двоих детей. Надеюсь еще увидеть семью». Так во время одного из допросов описал свою жизнь главный герой романа Далии Софер «Сентябри Шираза», по которому и снял свой фильм У