На первый взгляд данный опус Сергея Ливнёва, кажется обычной постперестроечной чернухой, которая не шибко заботясь о собственном качестве исполнения, норовит полить грязью относительно недавнее советское прошлое. Хотя при желании, посмотрев таки фильм, можно найти вполне жизненно способные мысли авторов сего кинематографического произведения. Которые с большой натяжкой, но всё таки спасают всю картину, при том, что снят проект довольно таки трешево. Что объясняется отнюдь не только бездарностью его создателей, но так же и отсутствием достойных на съёмку подобного кинофильма средств. Кстати, продюсировала проект Ливнёва, в последствии снискавшая себе кислую славу, контора не без известного Сергея Мавроди. Так, что если учесть то, что «МММ» финансировало фильм на деньги принесённые им народонаселением, можно даже прийти к странному выводу, что «Серп и Молот» — кинопродукт национальный. Хотя совсем не народный. Но отставив ироничность, попытаемся понять, что же двигало авторами ленты, что они в тяжёлое, кризисно — бандитское время становления демократии, решили делать кино именно об этом, и даже нашли таки деньги! Вполне вероятно, что добротный советский сценарист Владимир Валуцкий, сочинивший на пару с самим режиссёром Сергеем Ливнёвым (известным по сценарию к культовому перестроечному хиту Сергея Соловьёва — «Асса») историю про то, как в середине 30-ых годов, в СССР по заданию Компартии начали проводить тайные эксперименты по превращению мужчин в женщин, а женщин в мужчин (в зависимости от того, кто в данный период нужен в социалистическом хозяйстве — колхозницы или солдаты) — подчерпнул крамольные мотивы из сокрытой более полувека действительности. Ведь архивы партии и секретные дела на Лубянке, в начале горбачёвской Перестройки начали постепенно открываться народу, которого наконец то заинтересовала настоящая Правда. В 90-ых же, все табу и вовсе полетели к чёрту — новая власть во главе с пропившимся строителем капиталистической демократии, разрешила снимать и писать обо всём, о чём только душе заблагорассудится. Чем не преминули воспользоваться ушлые и оборотистые кинематографисты отечественной «новой волны», среди череды довольно пакостных и неряшливо исполненных боевиков и эротических полу — криминальных комедий, появились такие вот «шедевры» современного российского кинопрома, выставляющие нашу родину и её социалистическое прошлое в неприглядном, мрачно — кровавом свете. Не избежали искуса высказаться на тему сталинизма даже такие мастера как Алексей Герман — ст., Никита Михалков и его возвратившийся (после скандальной эмиграции) в родные пенаты, брат Андрон Кончаловский. Разумеется, уровень работ этих троих неизмеримо выше, чем поделки прочих киношников в данном жаре драмы в стиле сталинского ретро. Сергей же Ливнёв, по сути благополучно влился в безликие ряды ныне канувших в лету постановщиков, в своё время снимавших плохое (во всех смыслах) кино на отмытые деньги мафии, воров или мошенников всех мастей, которые на первых парах охотно вкладывали большие средства в кинематограф. Очевидно памятуя о бокс — офисах советского кинопроката. Который, впрочем рухнул ещё задолго до рокового 1991 -ого…
Сегодня довольно занятно видеть в больших и не очень ролях, ныне считающихся далеко не последними актёров. Например, главную роль — прооперированной колхозницы Дуни Кузнецовой, ставшей под скальпелем советской медицинской науки — Евдокимом Кузнецовым, видным метростроевцем, примером для подражания и послужившим, вместе со своей супругой натурщиком для знаменитого монумента «Рабочий и Колхозница» Веры Мухиной — играет ныне маститый Алексей Серебряков (правда в озвучке Гоши Куценко, который здесь так же присутствует и в небольшой роли милиционера). Есть так же, сегодня популярные Владимир Сычёв и Алла Клюка. Из старой гвардии присутствуют: Нодар Мгалоблишвили, Анатолий Ровикович и Евдокия Германова (все — в образах репрессированных врачей — профессоров), Авангард Леонтьев предстаёт в роли члена ЦК, благодаря пенсне на носу — с аллюзией на Лаврентия Берию. А Владимир Стеклов играет непохожего самого на себя Лучшего Друга всех пионеров, лётчиков и полярников. Помимо известных имён в актёрских титрах, за кадром так же работали не последние люди. Так снимал картину оператор Сергей Мочильский, а писал саундтрек — композитор Леонид Десятников. Местами есть успешные находки и творческие решения. Например — псевдо — документальная хроника, типа киножурнала, раньше предварявшего в кинотеатрах сеансы, в которой Серебрякова на манер Тома Хенкса в «Форресте Гампе» (хотя менее удачно) вмонтировали в чёрно — белые кадры метростроя 30-ых. Или экспрессивная игра некоторых исполнителей (тот же Алексей Серебряков — органично существует в кадре). Но всё это тонет в нуте, будучи не в силах спасти картину. Дешёвая киноплёнка, по качеству близка к той, на которую снимали видеоклипы и телерекламу, весьма куцые и бюджетные декорации и интерьеры довоенной Москвы, отсутствие массовки и транспорта тех лет (сложилось впечатление, что в сталинской «новой» Москве всего пара автомобилей — две легковушки, один грузовик и один пароход). Сергей Ливнёв не смог даже сравнится по воссозданию ретро — атмосферы с нищей «Прорвой» Ивана Дыховичного — что уж там говорить про «Ближний Круг» Кончаловского, или «Утомлённые Солнцем» Михалкова. Но несмотря на неровный сценарий, блеклое исполнение и очевидный примитив постановки, детище Ливнёва — было представлено на нескольких известных кинофорумах, как на родине, так и за рубежом. И даже получило ряд номинаций и премий (включая «Особое Упоминание» на МКФ в Салониках!). Это просто нонсенс какой то!
На первый взгляд данный опус Сергея Ливнёва, кажется обычной постперестроечной чернухой, которая не шибко заботясь о собственном качестве исполнения, норовит полить грязью относительно недавнее советское прошлое. Хотя при желании, посмотрев таки фильм, можно найти вполне жизненно способные мысли авторов сего кинематографического произведения. Которые с большой натяжкой, но всё таки спасают всю картину, при том, что снят проект довольно таки трешево. Что объясняется отнюдь не только бездарностью его создателей, но так же и отсутствием достойных