Я не могу назвать себя любителем романтических мелодрам и подавно индийского кино. Но я ценю классику и произведения искусства, какой бы стране они не принадлежали и в каком бы времени не были созданы. Искусство — это то, что находится вне времени и вне географических границ. А когда речь идёт о любви в искусстве, но и национальный менталитет уходит на второй план. Все мы любим и, наверно, многое чувствуем одинаково. Сказу скажу, что данная картина под прекрасным романтическим названием «Сезон дождей» является одной из моих любимых историй о любви наравне с такими как «Ромео и Джульетта» или «Тристан и Изольда».
Режиссёр фильма Радж Капур, человек совершенно особенный, на многие десятилетия опередивший то время, в каком ему пришлось творить. «Сезон дождей» — его вторая режиссёрская работа, и на момент съёмок ему всего 24 года. Он же исполнитель одной из главных ролей. Фильм рассказывает о двух друзьях, которые не смотря на то, что совершенно по-разному смотрят на мир, очень ценят и любят друг друга. Они принимают друг друга такими, какие они есть, не пытаясь переубедить другого, не стараясь направить на путь истинный, каждый уверен, что придёт время, и друг сам придёт к осознанию неправильности своей жизни.
Пран (Радж Капур) романтичный лирический герой, о котором фактически не сказано ничего кроме того, что он любит музыку, прекрасно играет на скрипке и является сыном богатых родителей, которые помимо жизненных благ дали сыну и приличное воспитание. Гопал (Прем Нат) современный молодой человек, не отягощённых посторонними мыслями, любимец девушек, которые являются для него лишь источником хорошего времяпровождения. Одна из таких девушек всерьёз влюблена в него, разумеется, перед этим он поклялся ей в несуществующей любви и подарил массу надежд на их совместное будущее. Сам же не старался воплощать обещанное в жизнь. Пран наблюдает за происходящим, ему искренне жаль несчастную влюблённую, и он уверен, что однажды его друг всё осознает и вернётся к той, кто его любит и ждёт.
Спустя некоторое время друзья решают арендовать дом с видом на живописный пейзаж, и Пран влюбляется в дочь арендатора, девушку из бездной семьи. Его покоряет её непосредственность, и он проводит всё своё время с ней. В классическом индийском сюжете, который, собственно, и внедрил Радж Капур всегда есть какая-либо проблема, которая усложнит отношения влюблённых или же вовсе их разрушит. Этот фильм стал началом этого модного сюжета, который все так активно используют и пой сей день. Отец девушки против, и после некоторых трагических событий влюблённые теряют друг друга. Пран убеждён, что его любимая погибла, а она в свою очередь находится у совершенно не знакомого человека, который по счастливой случайности спас её. И здесь начинается основное действо картины — он и она ищут друг друга. Параллельно с этим Гопал меняет своё отношение к жизни.
Сюжет фильма прост, но в то же время интересен тем, что умело переплетены различные проблемы, которые режиссёр действительно затрагивает. Это особенность творчества Раджа Капура, его фильмы отнюдь не лишены смысла, поэтому из огромного числа индийского кино именно его фильмы мне по-настоящему дороги. Стоит посмотреть хотя бы одну из его работ и сразу становится ясно, почему именно этот человек стал единственным индийским режиссёром, чьи фильмы признал весь мир и навсегда вписал в свою кино-летопись под грифом «классика». Такого успеха не добивался никто и не добился до сих пор. В «Сезоне дождей» затрагивается проблема, которая была актуальна тогда, в далёком 1949 году, и которая актуальна по сей день — человеческие отношения. Здесь же прекрасно вплетена в сюжет социальная проблема нищеты и проституции в Индии — неотъемлемая часть капуровского стиля. Фильм наивный, по-индийски колоритный (жаль, что цветную плёнку Радж Капур использует лишь в 1964 году и станет, кстати говоря, первым индийским режиссёром, кто это сделает), пейзажи наверняка очень красивы в цвете. Вся красота природы как на ладони — и широкие степи, и цветочные поля, и великая река Ганг, и окружающие её горы.
Хочу отдельно отметить, что монтаж, который так же выполнен Раджем Капуром, прекрасен. Ни один герой фильма (а их в его фильмах мало, что не свойственно для инд. кино) не прибывает в сюжете просто так, без какой-либо видимой цели. Все они нужны или для того, чтобы раскрыть персонажа, или чтобы обозначить ситуацию. Герои ведут себя вполне логично и по-человечески.
Что касается актёрской игры, то не для кого не секрет, что Радж Капур блистательный актёр, принесший в Индию систему Станиславского, которую в последствии немного адаптирует для индийского экрана. Как актёр он прекрасен, но к сожалению был слишком увлечён работой над другими героями и другими сюжетными линиями. Своему же герою он отвёл немного скучную роль молодого человека, постоянно прибывающего в состоянии печали. Но и это он сыграл просто прекрасно — печальный взгляд, который отнюдь не выглядит статично, он живой и развивающийся. Слышал, что во время съёмок финальных сцен, чтобы придать картинке наибольшую натуральность, он принял снотворное и лишь потом увидел, что с его героем происходило в это время. Поразительная самоотдача.
Не менее прекрасно сыграл второй главный герой Прем Нат. Великолепный актёр, которому всегда удаются роли весёлых молодых людей, которые входят в сюжет с одними моральными ценностями, а уходят из его с другими. Он смог показать на экране, как меняется его герой, а это самое важное. Ну и конечно заслуживает аплодисментов игра Наргис Датт, чудесной актрисы, сыгравшей с Раджем Капуром в 17 фильмах. Её влюблённость в реальной жизни идеально перешла на экран и создала чудесный дуэт. Самоотверженная Решма в её исполнении идеал настоящей любящей женщины. Один из важнейших плюсов фильма — это его интер-национальность. Он будет понятен человеку любой национальности!
Не могу оставить без внимания детали. Безумно приятно, что именно в этом фильме впервые зазвучит любимая мелодия Раджа Капура румынский вальс «Дунайские волны» — эта композиция будет звучать во всех фильмах режиссёра. Про композиции самого фильма ничего не могу сказать, т. к. весьма своеобразно отношусь с индийской музыке и попросту не запоминаю её.
В совокупности всех факторов ставлю такую оценку:
9 из 10
- 1 балл за то, что всё таки мало прекрасного Капура, мало!
Я не могу назвать себя любителем романтических мелодрам и подавно индийского кино. Но я ценю классику и произведения искусства, какой бы стране они не принадлежали и в каком бы времени не были созданы. Искусство — это то, что находится вне времени и вне географических границ. А когда речь идёт о любви в искусстве, но и национальный менталитет уходит на второй план. Все мы любим и, наверно, многое чувствуем одинаково. Сказу скажу, что данная картина под прекрасным романтическим названием «Сезон дождей» является одной из моих любимых историй о лю