Странные комедии 1980—90х гг. породили миф о том, что жанр фарса не для нас, что русские актёры слишком зажаты и академичны. Утверждение как минимум спорное, учитывая русские театральные традиции и целый шлейф изумительных характерных актёров, от Мозжухина с Ильинским до Румянцевой и Богатырёва. Да один Сергей Мартинсон стоит десятка питеров селлерсов, если на то пошло.
И в лучшие годы все эти глыбы легко бы вытащили и без того остроумный сценарий «Ширли-Мырли». Но Меньшов решил набирать актёров по принципу узнаваемости и доступности. Поэтому вместо шумного карнавала масок мы видим измождённых Ефремова с Мордюковой, которые слова-то с трудом произносят. Другая крайность — Игорь Угольников, чьи кривляния приходится терпеть весь фильм. Кажется, даже Харатьян справился бы лучше с ролью следователя-идиота.
Гаркалин, который в те годы также почивал на пике популярности, как ни странно, не подвёл и отлично отыграл все три ипостаси. Тут, правда, встаёт другой вопрос: почему цыган? Логичнее была бы троица русский-еврей-кавказец. Видимо, цензура, которой при Ельцине, разумеется, не было, запретила высмеивать горцев на фоне Чечни и надвигающихся выборов. Всё-таки «Мосфильм», а не Балбанов.
Гаркалин, Джигарханян и Чурикова вытягивают многие сцены, кроме совсем уж проходных, вроде фаллической вазы или свадебного шабаша. Здесь режиссёр тоже дал слабину, решил быть «поближе к народу», чтобы история не выглядела совсем уж морализаторской, а самого его не заподозрили в ностальгии по Союзу. Отсюда и похотливая американка Алентовой, и алконавт Табакова — одновременно и дань моде, и источник искрометных афоризмов. Кто уже вспомнит об их киноромане 15-летней давности, где всё подавалось намёками? А пройдёт ещё 15 лет, и половину реплик Суходрищева запикают. Мода — она такая.
Но мне симпатичен посыл, симпатичен авантюрный, в меру закрученный сюжет, шутки на любой вкус (воссоединение братьев, наверное, мой любимый момент). И вместе с тем мне, как и многим, редко удавалось досмотреть комедию до конца. Прямо ощущается нехватка твёрдой руки, которая решительно вывела бы на бумажке «СОКРАТИТЬ». Меньшов до сих пор ждёт признания «Ширли-Мырли», считая фильм недооценённым. А я бы на его месте снял режиссёрскую версию с поправкой не на моду, а на чувство вкуса и меры.
Странные комедии 1980—90х гг. породили миф о том, что жанр фарса не для нас, что русские актёры слишком зажаты и академичны. Утверждение как минимум спорное, учитывая русские театральные традиции и целый шлейф изумительных характерных актёров, от Мозжухина с Ильинским до Румянцевой и Богатырёва. Да один Сергей Мартинсон стоит десятка питеров селлерсов, если на то пошло. И в лучшие годы все эти глыбы легко бы вытащили и без того остроумный сценарий «Ширли-Мырли». Но Меньшов решил набирать актёров по принципу узнаваемости и доступности. Поэтом