Фильм «Шиза» можно поставить в один ряд с такими картинами как «Брат»,..2, «Сестры», и это не удивительно, поскольку режиссером данной работы является Гульшад Омарова, она была знакома с Сергеем Бодровым, они вместе работали, сняли фильм «Сестры». «Шиза», тем не менее, отличается от перечисленных фильмов, хотя все они объединены общим посылом.
Тему картины трудно определить, поскольку она затрагивает ряд «вечных вопросов»: «Что такое жизнь?», «Как жить?». Пожалуй, можно определить ее так: жизнь. Идея — человечность в мире разбоя. Но об этом позже. Эти фильмы, и данная картина в частности — не история о 90-х, не история о бандитизме в 90-х, об экономических проблемах Казахстана и России, все это обрамление, и именно оно позволяет наиболее тонко и четко передать главную проблему фильма — проявление человечности в мире разбоя.
Данная идея (проблема, они здесь очень близки) не нова, она есть в культурно значимых произведениях (книги, картины, фильмы…), например, в новелле Проспера Мериме «Кармен» (1845 г.) повествуется о разбойнике, который всегда всегда следует за своей совестью, персонаж раскрывается с совершенно неожиданной стороны, при том, что не происходит его банальной идеализации. То же можно сказать о главном герое фильма «Брат». Но раскрытие данной идеи в двух случаях абсолютно разное. Тем не менее «скелет» тот же. Это не значит, что произошло заимствование, просто это довольно значимо для культуры (по крайней мере европейской) в целом.
В этой связи нельзя не вспомнить и библейский сюжет о разбойниках на кресте, которые были распяты со Христом. Так, первым, кто вошел в рай, был именно разбойник, который покаялся, будучи уже на кресте. Мне кажется, что данный сюжет мог повлиять на создание перечисленных фильмов, может быть и не совсем осознанно. В любом случае тема прощения разбойника здесь раскрывается.
Вспоминается также еще одна известная формулировка: «А кем бы были мы, если бы жили в средневековье, не стали бы мы разбойниками?» или «Если бы мы родились в семье разбойников, не стали бы мы ими же?». Вопрос простой, но заставляет задуматься. В фильмах «Брат», «Сестры», «Шиза», он несомненно звучит. Но главным, на мой взгляд, остается проблема человечности.
Так вот, фильм, по моему мнению, именно о том, как жить и остаться человеком. Бандитский мир, проблемы 90-х годов — все это важно только с точки зрения того, что позволяет наиболее ярко вывести на первый план идею картины.
В «Шизе» главный герой не бандит, как в «Брате», он, хотя у каждого есть свобода выбора, как мне кажется, вынужден жить по законам бандитов и среди них, в этом плане больше приближается к «Сестрам». В свою очередь картина «Сестры» отличается от «Шизы» выведением на первый план темы детства в совокупности со всем вышесказанным.
Причем идеализация героя в данной картине была бы совершенно излишней. Вспомните персонажей Достоевского, Толстого, Тургенева, Пушкина, Лермонтова. Фильм создан также в рамках реализма, где нет места простому разделению на + и — (или как в постмодернизме размытию + и — в целом).
Поэтому не стоит ждать от фильма идеала, он станет таковым в сравнении с другими, этот прием сопереживания разбойнику создается благодаря окружению, раскрытию героя. Однако здесь мы не сильно ему сопереживаем, мы наблюдаем за тем, как человек может остаться человеком.
По поводу реалистичности, возможности или не возможности таких событий говорить не приходится, поскольку художественная реальность здесь — антураж для акцентирования идеи, проблемы картины. Но на жизнь она действительно похожа.
Смотря фильм, у вас может сложиться и свое мнение, вы можете отыскать там еще идеи, поскольку картина, также как и все перечисленные, несет в себе огромный смысловой потенциал.
9 из 10
Фильм «Шиза» можно поставить в один ряд с такими картинами как «Брат»,..2, «Сестры», и это не удивительно, поскольку режиссером данной работы является Гульшад Омарова, она была знакома с Сергеем Бодровым, они вместе работали, сняли фильм «Сестры». «Шиза», тем не менее, отличается от перечисленных фильмов, хотя все они объединены общим посылом. Тему картины трудно определить, поскольку она затрагивает ряд «вечных вопросов»: «Что такое жизнь?», «Как жить?». Пожалуй, можно определить ее так: жизнь. Идея — человечность в мире разбоя. Но об этом