Американец Кейси (Итан Тейлор) приезжает в английскую глубинку, чтобы поработать в местном (краеведческом?) музее. Вместе с новой знакомой и коллегой Лизой (Люси-Джейн Куинлэн) он изучает старинную шкатулку с сюрпризом — выскакивающим клоуном. Но он не знает, что открыв ее, он выпустит в наш мир настоящее зло.
Когда американцы, или как в этом случае, англичане снимают очередной хоррор, в котором очередной зловещий клоун начинает резать людей, им остается лишь посочувствовать. Видимо, у них никогда не было своего Олега Попова или Юрия Никулина.
В новом фильме режиссера и сценариста Лоуренса Фаулера, названном нашими переводчиками «Шкатулка дьявола» (в оригинале «The Jack in the Box»), речь идет о старинной игрушке, которая в англоязычной традиции называется «Джек из коробки», а у нас больше известна, как «Чёртик из табакерки». И да, эта игрушка обладает зловещим флером, так как призвана скорее пугать, чем развлекать (вспомните сказку Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»). Так что с концепцией Фаулер не промахнулся. Чёртик из табакерки так и просится на большой экран.
Главный монстр Фаулеру определенно удался. И выглядит великолепно, и действует неплохо. Играет его двухметровый Роберт Нейрн, навострившийся изображать монстров в «Страшных сказках» (Penny Dreadful) и перекочевавший оттуда в европейские ужастики «Обитель теней» (Marrowbone) и «Западня для дьявола» (In the Trap). Однако на этом достоинства фильма заканчиваются.
Как обычно бывает в ужастиках, их сценарий является их слабым местом. Прежде всего, Фаулер с самого начала сливает сюжет. Уже в прологе он все однозначно объясняет, отказавшись от возможной интриги и расставив все точки над i: это именно демоническая сущность, и связана она именно с этой игрушкой. Дальше все движется по накатанной. Кейси единственный, кто догадывается о том, что в музее появилось нечто потустороннее, но ему, разумеется, никто не верит. Всю информацию о демоне он, разумеется, черпает из интернета, ведь все знают, что в интернете самая верная и самая правдивая информация, выскакивающая по первому запросу про… э-э… игрушку. Будет вам и всезнающий демонолог, который дообъясняет то, что не смог объяснить интернет (такое возможно?). Будут и скелеты в шкафу у всех главных персонажей, которые, разумеется, аукнутся флешбеками ради нагнетания драматизма (а то убийства в музее недостаточно драматичны). Будут и бесчисленные диалоги, от которых рука сама собой потянется искать кнопку перемотки.
После ударного пролога, действительно грамотно снятого, и нескольких убийств, фильм зависает чуть ли не на 50 минут. Тут сразу понимаешь, почему в жанре ужасов так популярны альманахи. Действительно пугающих моментов хватило бы на короткометражку. В финале действие вновь оживится и будет какой-никакой твист. В качестве адского клоуна Роберт Нейрн реально хорош, но его мало.
Промахнулся Фаулер и с мифологией. Я, конечно, понимаю, что бюджет фильма не позволяет размахнуться на большое количество убийств, да и фантазии не хватает, чтобы как-нибудь их разнообразить. Но вводить эти ограничения в изначальную концепцию демона, это уж слишком. Нормальный человек, узнав об этом, просто отойдет в сторонку и подождет, пока всё само собой рассосется. А потом, как в «Джуманджи», зароет опасную шкатулку где-нибудь в безлюдном месте. Этого вполне хватит запустить франшизу, если кассовые сборы позволят. Ибо какой ужастик не мечтает стать франшизой. Тем более тема чёрта из табакерки явно до конца не раскрыта.
Если вы соскучились по Пеннивайзу и ждете, когда же наконец объявят про «Оно 3», можете смело скоротать вечерок в обществе Джека из коробки. В наши дни, когда вокруг творится просто ужас-ужас, приятно вспомнить про старые добрые потусторонние силы с острыми зубами и когтистыми лапами, которые по-старинке, безо всяких корон, расправляются со своими жертвами.
5 из 10
Американец Кейси (Итан Тейлор) приезжает в английскую глубинку, чтобы поработать в местном (краеведческом?) музее. Вместе с новой знакомой и коллегой Лизой (Люси-Джейн Куинлэн) он изучает старинную шкатулку с сюрпризом — выскакивающим клоуном. Но он не знает, что открыв ее, он выпустит в наш мир настоящее зло. Когда американцы, или как в этом случае, англичане снимают очередной хоррор, в котором очередной зловещий клоун начинает резать людей, им остается лишь посочувствовать. Видимо, у них никогда не было своего Олега Попова или Юрия Никулин