Стивен Спилберг — главный американский режиссёр, и спорить с этим бессмысленно. Придя в большое кино из телевидения он стал одним из тех, кто окончательно уничтожил сначала Золотой век Голливуда, а потом и Новый Голливуд, среди активных деятелей которого был и сам. Его кинотеатральный дебют — криминальная драма «Шугарлендский экспресс», основанная на реальной истории супругов Дентов, в 1969 году похитивших патрульного Кеннета Кроуна. Как всё было в реальной жизни, честно говоря, не знаю, да и знать не хочется, ибо сама история, на самом деле, не очень сильно к этому располагает. Она скучна, обыденна и абсолютно уныла, тем интереснее факт, что для своего первого фильма Спилберг выбирает именно её. И он не прогадывает.
Говорят, что лучший режиссёр тот, чья режиссура незаметна. И «Шугарлендский экспресс» доказывает этот тезис далеко не один раз. Спилберг умудряется из очень никчёмной фабулы выдавить конфетку, да такую, что к середине фильма ловишь себя на мысли о том, что взгляд от экрана оторвать нельзя, да и на паузу нажимать неохота. Фильм похож на локомотив, который пустили с обрыва: сначала он очень медленный и почти медитативный, с красивыми долгими планами и длинными диалогами. Но чем дальше в лес, тем больше дров: по мере того, как персонажи, по собственной дурости, влипают во всё большие неприятности, фильм начинает набирать нешуточную динамику. Количество монтажных склеек в минуту увеличивается, продолжительность диалогов уменьшается в геометрической прогрессии, а реалистичная атмосфера погони превращает очень дешёвый фильм в какой-то блокбастер (который, к слову, тоже изобретёт Спилберг, но это потом).
Что касается сценарии и режиссуры, они выстроены весьма великолепно — лишних персонажей нет совсем, даже монолог отца Лу Джин, который он произносит практически в пустоту, раскрывает нам именно её с другой стороны. Голди Хоун почти безупречно отыгрывает законченную истеричку, которой плевать на всех, кроме себя: ей плевать на окружающих людей, они нужны ей лишь потому, что Лу Джин нравится их внимание; ей плевать на мужа, которого она спокойно может отправить на верную смерть; ей плевать на собственного ребёнка — несмотря на то, что поначалу авторы выстраивают иллюзию о том, что Лу Джин — верная и заботливая мать, ближе к концу мы пониманием, что всё это лишь проявление её эгоизма в худшем виде. Но делает она это не со зла, как замечает один из персонажей фильма, «они всё ещё дети».
Другие герои тоже не лишены глубины: муж Лу Джин Кловис как раз таки действительно любит её и готов ради неё на всё. Что, впрочем, не меняет того факта, что и ему плевать на ребёнка, хотя чуть поменьше, чем Лу Джин. Преследующий Поплинов капитан Таннер являет собой образец типичного «мудрого старого копа», человека старой закалки, человека чести, которому будет очень неприятно поступиться своим словом ради закона.
В этом фильме все на своих местах, всё смотрится настолько органично, что даже бутафорская кровь, явно бросающаяся в глаза, не вызывает насмешки. Это очень крепко скроенный фильм, с отличной режиссурой, с отличными актёрскими работами, с отличным сценарием и неплохой технической частью. К сожалению, он не приносит ничего нового, не потрясает до глубины души и не работает безупречно на всех и каждого — это просто добротная криминальная драма, развлекательный фильм с примесью рефлексии, за которым неплохо скоротать вечерок и который можно даже пересмотреть, да пересмотреть не один раз. Отличный дебют великого режиссёра.
Посему
9 из 10
Стивен Спилберг — главный американский режиссёр, и спорить с этим бессмысленно. Придя в большое кино из телевидения он стал одним из тех, кто окончательно уничтожил сначала Золотой век Голливуда, а потом и Новый Голливуд, среди активных деятелей которого был и сам. Его кинотеатральный дебют — криминальная драма «Шугарлендский экспресс», основанная на реальной истории супругов Дентов, в 1969 году похитивших патрульного Кеннета Кроуна. Как всё было в реальной жизни, честно говоря, не знаю, да и знать не хочется, ибо сама история, на самом деле, н