Киноленту "Сказка о потерянном времени" смотрели многие советские школьники. Фильм вышел в 1964-м году и прошел не только в кинотеатрах, но и неоднократно - по телевидению. История созданияИнтересно, что сначала снимать картину по сказке знаменитого драматурга и писателя Евгения Шварца должна была режиссер Тамара Лисициан. Уже существовал сценарий, в том числе и режиссерский, утверждены артисты. Но когда шла подготовка к съемкам, картину неожиданно передали известному режиссеру-сказочнику Александру Птушко. Он и снял этот фильм. Сценарий писал В. Лифшиц, оператором стал С. Рубашкин. По сюжету ученик третьего класса Петя Зубов - лодырь, который постоянно зря тратит свое время, не занимаясь ничем полезным. Однажды он, вместо того, чтобы идти на занятия, отправляется гулять и попадает в сети злых волшебников. Те обожают делать гадости людям, но сил на это остается все меньше - волшебники состарились. И тогда злодеи решают найти детей-лентяев, собрать то время, которое они теряют, и с помощью этого колдовства помолодеть. В число жертв колдунов попал и Петя, и еще несколько ленивых детей. Волшебники проследили за ними, украли у них растраченное время, испекли на нем лепешки и помолодели. А дети, наоборот, превратились в стариков. ЗаклятиеОни не сразу это осознают, продолжая вести себя, как школьники. Но окружающие видят перед собой пожилых людей и относятся к ним соответственно. В частности, Петю в школе принимают за его дедушку. Он не может в таком виде остаться в своем классе и продолжать учиться с обычными ребятами ивынужден попытаться войти во взрослую жизнь. Петя пробует себя на разных работах и везде терпит неудачу, так как вообще ничего не умеет. Его не узнает никто, даже мама. Только верный пес не покидает мальчика-старика. Вместе с собакой заколдованный Петя забредает в чащу, где и живут чародеи. Там он находит случайно их дом и попадает внутрь. Кукушка в часах, к которой состарившийся мальчик отнесся с добром, рассказывает ему, в чем дело, и объясняет, как это сделать. Нужно всего лишь трижды повернуть назад стрелку на циферблате и произнести заклинание. Но Петя узнает, что тогда еще трое ребят, которые тоже потеряли свой облик, навек останутся стариками. Петя решает найти других заколдованных лентяев. Только сделать это надо еще до заката - иначе все потеряно, чары никогда уже не развеются. Мальчик отправляется на поиски. Успеет ли Зубов совершить доброе дело и навсегда уяснить, что временем разбрасываться нельзя?
Произведение Шварца понравилось больше, чем экранизация. Хотя и последняя вышла относительно неплохо. Экранизировать Шварца, наверное, трудно, потому что в его сказках («Сказка о потерянном времени», «Два брата») завораживающая, пугающая мистика, являющаяся изюминкой автора. И хочется видеть её на экране, но понимаешь, что того не произойдёт: вероятно, детей не хотели сильно пугать. А вообще задать более пугающую атмосферу могли, вспомнить хотя бы постановку «Вия».
Мне не понравилась навязчивая подача морали. Песня о том, как надо дорожить временем, раздаётся раза два точно, может, и три, не запомнила. И постоянно звучит: «Время, время…» Как нелепая театральная постановка выглядят фразы прохожих, людей в очереди, учительницы в школе — да практически всех, кто попадается на пути бедному Пете Зубову. И все фразы в духе: «Он совсем не дорожит временем». Не вижу разнообразия героев, проработанности характеров второстепенных персонажей. Роль каждого — поучать Петю.
А это большая ошибка в произведении! Попалась мне однажды статья Нелли Мартовой, в которой раскрывалась суть такой ошибки: читатель должен сам делать выводы (благодаря ярко выраженному конфликту, возникающей ситуации), а не получать всю информацию в готовом виде. Процитирую: «Только представьте себе сказку, в которой Знайка три страницы рассказывает Незнайке, как важно хорошо учиться и трудиться. Какие дети будут это читать?» В данной экранизации все выводы сделаны за нас.
Отдельный минус — это санитары. Может, я слишком придирчиво отношусь к неестественности фильма, ведь что-то нереальное и должно быть в сказке. Но врачи из психиатрической больницы особенно неприятно поразили! Мало того, что они выехали на звонок непонятного анонима ловить непонятных пациентов, так ещё и при встрече со школьниками-стариками вели себя очень странно. Сценарий с таким поведением персонажей зачастую придумывают дети в фанфиках, но никак не взрослые создатели фильма.
За что ещё поругать фильм? За самое начало: комбинированные съёмки мультика (мечты Пети об Африке) и фильма (Петя на машине). Этот приём мало где смотрится! Он удался в «Приключениях капитана Врунгеля» (настоящее море и нарисованный корабль). А тут очень и очень… не очень.
Плюсов не так уж и мало, но уж очень минусы бросаются в глаза, поэтому их первыми перечислила.
Из плюсов, конечно же, игра актёров. Понравились Олег Анофриев (взрослый Петя Зубов), Рина Зелёная (взрослая Надя), Георгий Вицин (взрослый Андрей Андреич). Насколько и известен, и талантлив Евгений Моргунов, что в эпизодической роли владельца «Москвича» выделяется на фоне остальных. Мне не понравилась учительница как персонаж, но само появление Нины Гребешковой порадовало.
Приключения Пети понравились на стройке и когда он пытался быть продавцом.
Собака — друг человека. Мне она показалась сначала лишней, но потом собака мелькала не очень часто, то бишь ненавязчиво, и каждый раз доказывала свою дружбу: то пирожок для хозяина достанет, то злых волшебников задержит.
7 из 10
Произведение Шварца понравилось больше, чем экранизация. Хотя и последняя вышла относительно неплохо. Экранизировать Шварца, наверное, трудно, потому что в его сказках («Сказка о потерянном времени», «Два брата») завораживающая, пугающая мистика, являющаяся изюминкой автора. И хочется видеть её на экране, но понимаешь, что того не произойдёт: вероятно, детей не хотели сильно пугать. А вообще задать более пугающую атмосферу могли, вспомнить хотя бы постановку «Вия». Мне не понравилась навязчивая подача морали. Песня о том, как надо