Режиссёр фильма - знаменитый Александр-Саша Петрович, всесторонне одарённый художник, лауреат многих премий, отец культовых фильмов ("Скупщики перьев", "Три" и др.). Вновь Балканы, как и в "Скупщиках" - северная Сербия (Воеводина). В фильме фигурирует достойно и достоверно представленный менталитет среды, населённой многочисленными народами и национальностями (сербы, словаки, русские, румыны, венгры и прочие). Главный герой - добрый, пока не испорченный свинопас Трифун - Триша для своих. Вправду ли они "свои", или "чужие" - покажет губительный опыт, пришедший через обнажённую грудь Анни Жирардо, музыкальные комментарии в исполнении цыган, лёгкую руку, вынимающую нож или "мужское достоинство" (оно же и рок), фактурные морды натурщиков, создающие колорит постановки. Самый печальный не-датчанин на Балканах, в объятиях зелёного змия и порока, в лапах бездельников-смутьянов во главе с владельцем таверны Йошкой - искусителем и судией, умелым и подлым порождением среды, в которой имеют место упомянутые события. Оступившись раз, Триша начинает постигать и другие смертные грехи без страха и сомнения, в конце коварного розыгрыша теряя прежний облик и уходя в мир иной с помощью заботливого Йошки и товарища Жирардо, распятый своеобразным способом. Накал страстей достигает своего апогея на фоне умело обрисованной социальной атмосферы тех времён - через сочувствие оккупированной Чехословакии, политическую и идеологическую деятельность мещан-профанов, обсуждающих заумные вопросы и совершающих иррациональные поступки. Громкие антибольшевистские фразы, которые слышны в фильме ("Хватит с нас буржуев, даже если они красные"), и размахивание портретами Иосипа Броза Тито и коммунистическими знамёнами в несоответствующем контексте вызывают определённое недоумение - как такой фильм вообще осмелились сделать в то время?События развиваются на фоне утерянной веры (руины храма), которая, как проповедовал великий Ф. М. Достоевский ("Если нет Бога, то всё дозволено"), является единственной гранью между несознательным соблюдением навязанных норм и вакханалиями утробы в святилищах. Фильм является интернациональным проектом, в нём принимали участие не только актёры из Югославии, но и чехи, Жирардо и другие. Мне кажется, что эта роль досталась Анни потому, что в стране не нашлось подходящих кандидатур, принимая во внимание патриархальный менталитет тех времён. В техническом плане картина обладает определёнными качествами, не свойственными кинематографу восточного блока, в первую очередь - замечательной синхронизацией и звуком. Неопытному зрителю сложно заметить, что на самом деле Жирардо не произносит вслух ничего, что вместо цыганского оркестра некоторые номера исполняет профессиональный ансамбль и прочее. Иван Палуч (Триша) является словаком, сыгравшим не одну солидную роль в фильмах "Маркета Лазарова", "Ухо", "Моргиана", "Я люблю, ты любишь", "Матушка-Метелица". Из югославских актёров хочу выделить 2 роли - это гигант отечественного кино Мия Алексич (Йошка) и Эва Рас (Гоца), которая позже прославилась не только профессиональными качествами, но и тем, что стала первой "домашней" актрисой, обнажившейся во славу кино ("Любовная история, или Трагедия телефонистки" Макавеева).