В этом фильме, в роли знаменитого бельгийского сыщика Эркюля Пуаро дебютирует английский актёр Питер Устинов. Хотя «Смерть на Ниле» входит в серию картин про этого литературного героя придуманного Агатой Кристи, начатую экранизацией «Убийство в Восточном Экспрессе» (осуществлённую за 4 года до этого Сидни Люметом), я всё же склонен считать началом франшизы именно эту ленту. Ведь в фильме Люмета Пуаро играл Альберт Финни, а начиная с этой картины — его воплощал Устинов. Который, скажу забегая вперёд, сыграл этого сыщика и в малобюджетных ТВ — постановках, являющихся вольными спин — оффами от популярных кинокартин. Разумеется не избежать сравнения исполнителей главной роли. Ведь каждый актёр старался изображая знакомого всем по книгам героя, наделить какими то индивидуальными, свойственными лишь ему чертами характера, вне всяких сомнений, играя максимально близко к литературному первоисточнику. Но бесспорный фаворит на данном поприще появится только в начале 90-ых, а до всеми любимого сериала с Дэвидом Суше — каждый экранный Эркюль Пуаро был хорош по — своему. Например Питер Устинов, который со своими могучими габаритами и довольно пышными усами, на первый взгляд кажется неуместным в этом образе, по ходу просмотра картины уже воспринимается идеально, поскольку актёру мастерски удаётся вжиться в образ знаменитого бельгийца. Ещё в сюжете картины присутствует юмор, иногда почти что «чёрный», но способный тем не менее рассмешить зрителя. Благо, среди тех кто захочет увидеть экранизацию классического детектива Агаты Кристи, наверняка будет львиная доля успевших уже прочесть книгу. Поэтому, как и подобает хорошему кино, здорово поставленный жанровый продукт (в данном случае — детектив) — не теряет своего обаяния даже после того, как в финале раскрывается подлинное имя злоумышленника. Должен признаться, что не читал роман Агаты Кристи, и по ходу просмотра строил собственные догадки касательно личности убийцы. И после нескольких «ложных» подозреваемых, я вычислил таки истинного преступника. Однако, не обладая таким же потрясающим складом ума, как месье Пуаро, не смог до конца увязать некоторые логические нестыковки осуществлённого преступления. Что бельгиец виртуозно совершил в финальной речи, когда приводил пассажирам парома последовательную и убедительную инсценировку имевших место событий. В ходе которых, стало уже целых 3 трупа…
И так, сюжет повествует историю о путешествии богемы на пароме «Карнак» верх по Нилу, в ходе которого богатые туристы надеются насладится красотами древнего Египта, останавливаясь на экскурсии по историческим местам. Компания собралась, как обычно бывает в таких случаях — весьма разношерстная: молодожёны которых преследует неуравновешенная барышня — подруга жены и бывшая невеста мужа, эксцентричная писательница — эротоманка, её инфантильная дочь, коварный юрист норовящий провернуть какую то махинацию с бумагами, имеющая обиду на хозяйку молодая служанка, юноша — марксист в открытую говорящий о необходимости уничтожения класса эксплуататоров, подозрительный доктор, имеющая страсть к драгоценностям пожилая особа со своей компаньонкой и довольно странный управляющий судном, включая нашего старого — доброго сыщика и его приятеля — полковника. Которые начинают расследовать случившееся убийство. Поскольку была убита та самая девушка, уведшая от подруги жениха — первоначальные подозрения падают именно на преследовавшую их покинутую невесту. Однако у неё железное алиби — в ночь убийства она не могла прокрасться в каюту ненавистной подруги — разлучницы, и это могут подтвердить многие пассажиры парома. Не у всех из которых имеется такое же алиби, зато поводов к убийству молодой женщины — у каждого было предостаточно: ибо убитая с кем то повздорила (доктор), кому то грозила судом (писательница), кого то могла вывести на чистую воду (ушлый юрист занимающийся её делами), а кому то попросту не нравилась (юный марксист). Но раз за дело взялся любитель работать «своим серым веществом» — преступник может быть уверен, что ему не удасться уйти от ответственности!
Замечательный актёрский состав: Саймон МакКоркиндейл, Джейн Биркин, Лоис Чайлз, Бетт Дэвис, Джек Уорден, Миа Фэрроу, Джон Финч, Оливия Хасси, Джордж Кеннеди, Анджела Ленсбери, Дэвид Нивен, И. С. Джохар и конечно же харизматичный и шикарный в образе Пуаро — Питер Устинов. Элегантно написанный сценарий, в котором приводится «вариативность» событий, что вызывает комический эффект, поскольку показывается как одно и тоже убийство совершается разными персонажами. Превосходная работа художника по костюмам Энтони Пауэлла была даже отмечена премией Оскар! Так же хороша операторская работа Джека Кардиффа и великолепен саундтрек Нино Рота. А режиссёр Джон Гиллермин, знакомый всем преимущественно по ремейку «Кинг — Конга» — кажется в этой своей работе прыгнул выше головы, продемонстрировав уверенное и мастерское обращение с занятыми в главных и второстепенных ролях звёздными исполнителями. Однозначно, данная картина — один из образчиков детективного жанра, и безусловно рекомендуется к просмотру всем поклонникам творчества Агаты Кристи, остросюжетного кино или просто желающим приятно провести вечер.
В этом фильме, в роли знаменитого бельгийского сыщика Эркюля Пуаро дебютирует английский актёр Питер Устинов. Хотя «Смерть на Ниле» входит в серию картин про этого литературного героя придуманного Агатой Кристи, начатую экранизацией «Убийство в Восточном Экспрессе» (осуществлённую за 4 года до этого Сидни Люметом), я всё же склонен считать началом франшизы именно эту ленту. Ведь в фильме Люмета Пуаро играл Альберт Финни, а начиная с этой картины — его воплощал Устинов. Который, скажу забегая вперёд, сыграл этого сыщика и в малобюджетных ТВ — по