Многозначительный фильм "Сократ" (СССР) снял в 1991 году режиссёр В. Соколов. События в картине разворачиваются в Древней Греции, с 404 по 399 гг. до н. э. Изнурительная Пелопоннесская война приводит Афины к упадку. Победившая Спарта ставит в городе особый гарнизон и подчиняет всех своим порядкам. Устоявшаяся жизнь афинян перекраивается захватчиками на иной лад, и ни о какой демократии речь не идет. ТравляВласть - у олигархов, главный из которых - жёсткий на расправу Критий (Б. Клюев). Олигархия означает для греков тиранию, в обществе - растерянность и страх. И в таком исходе люди обвиняют Сократа (роль Г. Аредакова). Он - бывший учитель жестокого Крития, и Ликон (А. Галко) требует, чтобы философа привлекли к ответу. Но и Крития есть повод расправиться со своим учителем, и мешает этому только покровительство верховного руководителя Спарты Павсания (актёр Г. Дрозд). Когда неприятель уходит, Ликон отыскивает оюзников для борьбы с Сократом - личные счеты с ним хотят свести бездарный поэт Мелет (Г. Воробьёв) и алчный кожевенный магнат Анит (В. Степанов). Из мести за обидную оценку его поэтических способностей Мелет обвиняет великого афинянина в богохульстве и требует казнить его за "развращение умов". Истина - дорожеВред учения философа для общества недруги доказывают тем, что его ученики Критий, Хармид и Алкивиад повинны в положении Афин. Сократ "отметает" обвинения, но голоса большинства - за суровый приговор властителю дум. Автору высказывания, что "человек выше толпы" предлагают покаяться и отречься от крамольных слов. Тогда он сможет избежать смерти, выпросив у афинян прощение или изгнание. Но в самое тяжелое для страны время Сократ не считает себя вправе торговать истиной. Даже если цена сделки с совестью - его жизнь. Он законопослушно подчиняется решению суда и принимает смерть с гордостью героя. Фильм "Сократ" был снят творческо-производственным объединением "Союзтелефильм" в альянсе с кинокомпаниями "Петрополь" и "Ленфильм" в переломном для страны 1991 году, как казалось, на злобу дня. Но и спустя десятки лет эта картина остается актуальной, как и события многовековой давности, описываемые в ней.
Как раз перед просмотром фильма случилось мне прочесть научную биографию Сократа (Ф. Х. Кессиди) и творения Платона, потому фильм этот мне был интересен. Но я был разочарован, т. к. Сократ с экрана был во многом не похож на Сократа, которого можно представить исходя из прочтения монографий и источников — так, например, в платоновском «Пире» Алкивиад заявляет, что Сократ может пить сколько угодно и не пьянеть, а на экране показан какой-то запойный пьяница и бездельник. Кроме того, неприятно удивило то, что Сократ в фильме боялся своей смерти, когда в «Апологии» и «Федоне» показано что он наоборот с презрением к ней относился. В «Пире» Алкивиад заявляет, что Сократ был необычайно мужествен в походах, так что противники во время отступления афинян даже не рисковали его преследовать.
Абсолютно ужасна была сляпана защитная речь Сократа на суде, само его выступление показано как рев испуганного человека. Последние 20 минут я даже не стал смотреть.
В целом сценарий мне показался плох, он значительно искривляет образ Сократа. И еще, практически полное отсутствие знаменитых диалогов Сократа это жирный минус. Как и отсутствие сократовской иронии. Если судить с историко-философской точки зрения, то учение и жизнь Сократа и показаны в фильме с значительными ошибками, не передавая всей их тонкости.
Однако само существование фильма о великом мыслителе уже есть плюс, несмотря на иное видение сценаристов и режиссеров, ведь это интересное поле для интерпретаций, сравнений, размышлений.
Ясно, что за 2 часа невозможно передать всей полноты сократовского образа, но, имхо, данный фильм не сбалансирован.
Как раз перед просмотром фильма случилось мне прочесть научную биографию Сократа (Ф. Х. Кессиди) и творения Платона, потому фильм этот мне был интересен. Но я был разочарован, т. к. Сократ с экрана был во многом не похож на Сократа, которого можно представить исходя из прочтения монографий и источников — так, например, в платоновском «Пире» Алкивиад заявляет, что Сократ может пить сколько угодно и не пьянеть, а на экране показан какой-то запойный пьяница и бездельник. Кроме того, неприятно удивило то, что Сократ в фильме боялся своей