Ацтекская цивилизация, насчитывавшая два века существования, является одной из интереснейших тем для исследований по сей день вследствие её уникальности: развитые мореходство, астрономия, медицина и многие другие атрибуты крепкой цивилизации с богатым техническим потенциалом соседствовали с полным отсутствием колеса в бытовом обиходе (кроме детских игрушек), точно таким же (загнанным) уровнем металлургии (которая, к слову, развита была только у майя, сгинувших за четыреста лет до первых поселенцев у озера Тексоко) и странными ментальными понятиями (например, побег из плена считался позором для воина, а вот наступить на человеческие, извините, экскременты для раба означало пробить путь на свободу). Разумеется, с первыми соприкосновениями европейской и ацтекской культур последняя обросла многочисленными мифами и легендами начиная с совсем уж одиозных вымыслов про Эльдорадо — долинугород из чистого золота — заканчивая романтическими квази-реальными мыслями о поисках оставшихся очагов утерянной цивилизации. Примерно, в таком ключе и идёт повествование в этом фильме.
Должен отметить, фраза одного из главных героев, приведённая в заголовке рецензии, по праву может считаться слоганом этого фильма. Да, он — малобюджетный, и, как уже было отмечено в предыдущих комментариях, это весьма бросается в глаза. Да, иногда что в логике, что в матчасти, что во многих других аспектах просвечивают неблаговидные бреши. Но картина в целом берёт динамизмом, интересным сюжетом и, в каком-то смысле, разрывами шаблона. В конце концов, кто может поверить (само собой, только навскидку), что кабинетный теоретик может несколько раз решительными хладнокровными действиями спасти команду и экспедицию, бравый рубаха-парень может струсить и бросить товарища в беде, а громадная уродливая горгулья — убивать выборочно?
Однако, хоть Фарад и пытается разрушать штампы, иногда это у него получается весьма неказисто. Яд курарэ тем и знаменит, что вызывает мгновенный паралич нервной системы, убивая в считанные секунды, откачать поражённого такой стрелой после этого невозможно. Макуауитль — ацтекский эрзац-меч, представляющий собой дубину с вытесанной рукоятью, с обеих сторон «клинка» утыканную осколками обсидиана, выложенными либо точечно (по типу булавы), либо — сплошным лезвием, тогда им можно было пользоваться, как полноценным мечом — тоже используется от балды. Допустим, ацтеки бьют им, преимущественно, плашмя, дабы захватить побольше пленных — и себе лишняя «звезда на погоны», и Кецалькоатлю — лишние жертвы, но отчего, взяв в руки такое универсальное оружие, ни один (включая храброго теоретика-всезнайку) не подумал им воспользоваться по назначению в тех моментах, когда это могло быть необходимо? Своё-то оружие, как всегда, находится там, где ему и положено быть — оставлено у входа в потенциально опасное место, где оно должно пригодиться (потому, собственно, и оставили). Единственный монстр в фильме поражает не меньше. Впрочем, описать сие чудо грубой компьютерной графики возможным не представляется в силу спойлерности персонажа, так что смотрите, товарищи, сами. Могу только сказать, что знающие (причём, далеко не раз) припомнят другого такого персонажа-одиночку, впервые воплощённого на экране Кевином Смитом в одном очень известном фильме Джона Мактирнана 1987-го года. Кроме того, иногда возникает ощущение потери во времени: действие происходит, вроде, в десятые годы двадцатого века, судя по тому, что пистолет-пулемёты Томпсона ещё не завезли, но винтовки «Спрингфилд» (с ещё цейссовской оптикой) и револьверы «Уибли Марк-1» вовсю используются, однако, заезжают герои в салун конца девятнадцатого века, где бармен вооружён кремневым пистолетом времён Реконкисты, что наводит на мысль о том, что живой ацтекский город в таком месте, по идее, ещё актуален, невзирая на наличие целого салуна. Об остальных логических прорехах можно также долго рассуждать.
Но в данном случае это может оказаться и не столь важным. Важно другое: фильм в целом сумел передать атмосферу затерянного мира, столь важную для приключенческого боевика с элементами фантастики. Причём, подкрепляется эта атмосфера сильной игрой актёров, крепкой материальной частью и, пусть и несколько заезженной, но всё ещё нетленной тематикой утерянных заповедников цивилизаций-реликтов.
Фильм весьма рекомендую к просмотру. Уж поверьте, он стоит каждого вложенного в него пенса.
9 из 10
Ацтекская цивилизация, насчитывавшая два века существования, является одной из интереснейших тем для исследований по сей день вследствие её уникальности: развитые мореходство, астрономия, медицина и многие другие атрибуты крепкой цивилизации с богатым техническим потенциалом соседствовали с полным отсутствием колеса в бытовом обиходе (кроме детских игрушек), точно таким же (загнанным) уровнем металлургии (которая, к слову, развита была только у майя, сгинувших за четыреста лет до первых поселенцев у озера Тексоко) и странными ментальными поняти