В 50-е годы в СССР не было более "народного" кино, чем цветная комедия "Солдат Иван Бровкин". По популярности этой картине не было равных, а исполнителя главной роли Леонида Харитонова считала личным другом вся страна. После того, как непутевый шофер Иван Бровкин (Леонид Харитонов) утопил доверенный ему колхозом новый автомобиль ГАЗ-51, в селе его на доску почета не повесят. Завгар Захар Силыч (Михаил Пуговкин) не смог порадовать председателя колхоза Тимофея Кондратьевича (Сергей Блинников) успехами в перевоспитании нерадивого работника. Но, может, его исправит армия? Получив повестку, Иван Бровкин с тремя односельчанами отправляется служить, однако и там у него всё идёт наперекосяк. Ему не даются ни физическая подготовка, ни военная наука, ни армейская дисциплина. И только порицание коллектива меняет Ивана Бровкина к лучшему. В звании ефрейтора солдат прибывает в 10-дневный отпуск в родное село и первым делом спешит к своей зазнобе Любаше (Дая Смирнова). Но девушка, оказывается, обижена на Бровкина: за столько месяцев - ни одного письма! Бровкин не понимает, почему не доходили его письма, ведь отправлял он весточки изо дня в день. На самом деле, послания соперника перехватывал колхозный бухгалтер Аполлинарий Самохвалов (Евгений Шутов), тоже имевший виды на дочь председателя. Места съёмокСельские эпизоды снимались в живописной Савиновой Слободке под Тверью (тогдашний Калинин). Летние кадры снимали осенью, поэтому желтые листья закрашивали зеленкой, а купаться Харитонову и Пуговкину пришлось в студеной реке. Армейские кадры снимались в Москве, в исторических Чернышёвских казармах между Подольским шоссе и Большой Серпуховской улицей. ПлагиатПосле выхода в 1955 году картины режиссёра Ивана Лукинского о солдате Бровкине сценарист Георгий Мдивани столкнулся с обвинениями в плагиате. Их выдвинул автор сюжета фильма-близнеца "Максим Перепелица" Иван Стаднюк. Разница между двумя лентами была лишь в том, что одна из них - цветная, другая - черно-белая. Сюжеты, типажи и коллизии - одинаковые. Первоосновой же была вышедшая за четыре года до этого книга И. Стаднюка. После заметки в "Правде" Мдивани извинился перед автором оригинала за использование чужой идеи. Сценариста "Солдата Ивана Бровкина" "пропесочили" по партийной линии и отчитали в секции кинодраматургов.
Добрый светлый фильм. Не буду идеализировать тогдашнюю действительность, всё-таки мне, девушке сугубо городской, не понравилось бы жить в патриархальной крестьянской семье, где отец разговаривает в приказном тоне не только с дочкой, но и с женой. Ну и ладно, спишем это на издержки времени, в современных семьях, что ли идеальные отношения? Но как же приятно смотреть на мир без бандитских разборок, без войн, без нищих и бомжей! Мир подмосковных вечеров и одинокой гармони. И не беда, что сюжет о том, как армия делает из оболтуса человека, достаточно традиционен, тем более что родители пятидесятых годов действительно возлагали на армию подобные надежды.
Главное, что Леонид Харитонов действительно идеально подошёл к роли. Наивное, мальчишеское, совершенно беззлобное лицо. Он действительно очень обаятелен и заряжает этим обаянием весь фильм. И даже то, что многие второстепенные герои чересчур прямолинейны, совсем не страшно. Этакий рубаха-парень Захар Силыч, мать Вани — простая и добрая старушка (замуж выходили в деревнях рано, Ване лет 18—20, значит, матери его лет 40 — а по тогдашних меркам — старушка!), подловатый и занудный Апполинарий. Тут главного злодея за чрезмерную прямолинейность ругали. Вроде бы, справедливо. Но с другой стороны, в каждом романе у Тургенева обычно был такой обязательный персонаж — неудавшийся жених главной героини, благовоспитанный, скучный и непорядочный — точная копия Апполинария. Так что, если классику русской литературы можно, то и авторам «Солдата…» — тоже.
Но все эти наивные мелочи фильма не портят. Под него хорошо отдохнуть вечером: на экране обычные живые люди, хорошие люди с такими простыми и понятными проблемами, которые обязательно благополучно разрешаться. Необходимая прививка любви к людям и миру.
Добрый светлый фильм. Не буду идеализировать тогдашнюю действительность, всё-таки мне, девушке сугубо городской, не понравилось бы жить в патриархальной крестьянской семье, где отец разговаривает в приказном тоне не только с дочкой, но и с женой. Ну и ладно, спишем это на издержки времени, в современных семьях, что ли идеальные отношения? Но как же приятно смотреть на мир без бандитских разборок, без войн, без нищих и бомжей! Мир подмосковных вечеров и одинокой гармони. И не беда, что сюжет о том, как армия делает из оболтуса человека