Михаил Мицкевич 3946646 kpShared publicly - 2013-12-29T10:56:00Z
Короткометражка «Соло» — начало творческого пути одного из самых оригинальных и, на мой взгляд, недооцененных режиссеров советско-российского кинематографа. Настоящего интеллигента, интеллектуала, относящегося к той редкой «породе» самобытных художников, которые снимают по одной картине в 5—10 лет (хотя возможно это связано исключительно с финансовыми вопросами).
Лопушанский известен, в первую очередь, своей мрачной условной трилогией о конце света: «Письма мертвого человека» — «Посетитель музея» — «Русская симфония». Именно эти картины рекомендуются к просмотру перед «Соло» (если конечно Вы с ним уже не знакомы). Зачем? Мотив вселенской катастрофы Лопушанского ощутите яснее. А он, несомненно, в этой ВГИКовской работе присутствует. Даже, несмотря на простую сюжетную линию о заснеженном блокадном Ленинграде. Апокалипсис Лопушанского в войне. Как у Копполы в его бессмертном шедевре. Только «Соло» нет батальных сцен и даже маломальских массовок. Режиссер с художником В. Светозаровым добились нужного эффекта другими кинематографическими приемами. Чего только стоит эпизод, в котором герой Николая Гринько возвращается домой: входит в квартиру, где сохранилась мебель, припорошенная снегом, попавшим внутрь через разрушенную после воздушного удара крышу. А на полу целые сугробы, которые приходится разгребать, чтобы добраться до выдвижного ящика. Затем кадры в бане с ржавыми трубами, тазами и грязным кафелем, где под вой пикирующих мессершмиттов моются изнеможденные войной женщины. В фильме нет пушек, эффектных визуальных взрывов от падающих бомб, фашистов и пр. атрибутов классической военной драмы. Но здесь четкими и ясными выразительными средствами отображены последствия всего этого, что не менее ужасно. Сильное впечатление оставляет после себя эта картина.
Не случаен, полагаю, и выбора режиссера на главную роль Гринько. В преддверии своей дипломной работы во ВГИКе Лопушанский практиковался у А. Тарковского на съемках «Сталкера», где лично и познакомился с этим актером. При этом влияние режиссуры Тарковского на творчество Лопушанского также очевидно. В любом случае подражание достойное и умеренное — без плагиата и прямых цитат.
Короткометражка «Соло» — начало творческого пути одного из самых оригинальных и, на мой взгляд, недооцененных режиссеров советско-российского кинематографа. Настоящего интеллигента, интеллектуала, относящегося к той редкой «породе» самобытных художников, которые снимают по одной картине в 5—10 лет (хотя возможно это связано исключительно с финансовыми вопросами). Лопушанский известен, в первую очередь, своей мрачной условной трилогией о конце света: «Письма мертвого человека» — «Посетитель музея» — «Русская симфония». Именно эти картины реко