Эта история могла случиться когда угодно, по крайней мере, судя по основной линии фильма, то бишь, переживаниям молодого лейтенанта Ээро о своей возлюбленной Каарине, кстати говоря, наиболее правдоподобно отражённым во всём фильме. Глядя, как, ничего не понимая и не зная о том, что на самом деле происходит с его любимой и думая, что та наверняка погибла по дороге домой, лейтенант сходит с ума, понимаешь как его, так и цель, коею руководствовался режиссёр, понапихавший вперемешку всякого рода разные фишки вроде православной иконы и лютеранской статуэтки в одном фрагменте видеоряда, труп старой невесты (ну и мысль, честное слово, но, в принципе, для отсылки к мысли о том, что любви все возрасты покорны, и смерть поджидает всех, сойдёт) и прочее. Блестяще подчёркнутая хорошо подобранными звуковыми дорожками, эта тема в прямом смысле вытягивает за уши весь фильм, и именно это не позволяет ему в моих глазах скатиться в самые низы.
А теперь о минусах. Их куда больше, и все связаны со второй линией, то есть, исторической, куда, заодно, отнесу и технические косяки:
1) Хотя, конечно, цели финнов в этой войне звучат куда яснее, чем, скажем, в фильме «Зимняя война», нас всё равно клятвенно заверяют, что идут отвоёвывать оккупированные кровожадными совками земли… в Восточной Карелии, где ни одна пядь почвы никогда не топталась белофинским сапогом в мирное время! Без комментариев.
2) Вы знаете, я понял одну интересную вещь: в зарубежном кино советских солдат любят показывать в крайностях, когда речь заходит о Советах, как о врагах. Первую крайность мы все хорошо знаем: тупорылое мясо, несущееся с автоматами и винтовками (нередко в одном экземпляре на троих) на вражеские пулемёты, лихо подбадриваемое удачно расположившимися сзади NKVD-shnikamy. Но тут мы видим прямую противоположность: советские «партизаны» (с какой-то радости носящие красноармейскую форму, да ещё и на самой линии фронта) грамотно и логично занимают позиции, выжидают, когда финны подойдут поближе, станут у них, как на ладони и… убегают. Да-да-да, они трусливо бегут, когда видят, что противник наступает на них в количестве более одного человека за исключением тех случаев, когда перед ними — женщины и дети, вот тогда можно вволю повеселиться. Большинство погибших в белофинском отряде погибло именно из-за того, что не в нужный момент не в нужном месте оказались одни на десятке прицелов. Есть ли рядом противник, нет его — плевать: главное, что перед ними один-единственный богатырь в серой форме и немецкой каске. Оказавших достойное сопротивление красных я насчитал, приблизительно, пять человек. Остальные же либо бежали, либо, когда бежать уже стало некуда, дохли, как в старых добрых боевиках… ну, то есть, как стадо баранов. Без комментариев.
3) Зато куда как больше везёт белофиннам. Получил три длинных очереди и короткую из пулемёта на закуску? Не боись, в воде за тобой придут твои глюки, и приход сей будет столь удачным, что сумеешь пройти недюжинное расстояние до лагеря и по-голливудски плюхнуться мордой в грязь на глазах у сослуживцев. После этой сцены я перестал удивляться моменту в фильме «Зимняя война» (что характерно, автор сценария тот же), где финский солдат выжил после прямого попадания из основного орудия химического танка, а советский солдат сгорел. В принципе, я и тогда не очень-то принял это за читерство, напротив, это больше похоже на выживание по вероятности увидеть на улице динозавра, а после описанной выше сцены — тем более. Расстрелял мальчика? Бабка плачет, командование ругает? Какая разница, у него «наган» в рюкзаке, вся бесчеловечность оправдана. И таких моментов будет полным-полно по всему фильму, у меня просто нервов не хватит всё это перечислять, а у вас — читать и удивляться. Без комментариев.
Кстати, отдельным пунктом тут выступает невесть откуда взявшийся красногвардеец в отряде. Насколько мне известно, если таковые и выжили после Маннергеймовского белого террора, то они перебрались в РСФСР, а там вступили в пятьдесят четвёртую стрелковую дивизию, дислоцировавшуюся как раз в Карелии и состоявшую частью из финнов. Эта же дивизия с сорок первого года и до самого контрнаступления насмерть сдерживала белофинские войска, до исходных границ 39-го года отступая метр за метром, и финны не прошли дальше не потому, что встали у своих границ по своей воле, а потому, что наши им дальше не дали пройти, дальше уже родные стены (или леса) помогли, да и то не везде — сеть концлагерей в «братской» Восточной Карелии — тому явный печальный пример. Вот такие вот трусы и насильники воевали на северо-западном фронте. Ну да отбросим лирику, кто-то тут сказал, что красногвардейцы показаны трусоватыми, но где, если этот самый «выродок», каковым его назвали по ходу фильма, практически везде, на любое задание лез добровольцем, да и в бою он совсем не сплоховал?
Словом, фильм — очередная оправдательная лирика оккупантов, и на сей раз таковыми финнов можно назвать со всей серьёзностью. Эту мысль я, вообще говоря, хотел высказать в рецензии на фильм «Talvisota», но скажу здесь, благо, тут она тоже придётся ко двору: «Хорошо, что на Третий Рейх мы первыми, всё-таки, не напали.»
6 из 10
Эта история могла случиться когда угодно, по крайней мере, судя по основной линии фильма, то бишь, переживаниям молодого лейтенанта Ээро о своей возлюбленной Каарине, кстати говоря, наиболее правдоподобно отражённым во всём фильме. Глядя, как, ничего не понимая и не зная о том, что на самом деле происходит с его любимой и думая, что та наверняка погибла по дороге домой, лейтенант сходит с ума, понимаешь как его, так и цель, коею руководствовался режиссёр, понапихавший вперемешку всякого рода разные фишки вроде православной иконы и лютеранской с