Знакомством с четвертым представителем «Пражской школы» югославского кино получилось неоднозначным. Правда однозначно, что фильм очень хороший. В остальном… Выводы отсутствуют. Вопросы заданы, ответов нет. Большую часть времени воспринимаешь увиденное, как обычную социально-педагогическую драму на грани соцреализма с небольшими элементами комедии. Тема трудных подростков в 70-е и 80-е не была редкостью в восточноевропейском кино, так что ничего не поражает воображение поначалу. Пера «Трта» (прозвище — производное от глагола «тртиться», аналог русского «заниматься любовью») живёт с мамашей — тихой нимфоманкой и воображает, что его неведомый никому папаша — это милиционер Цане, который постоянно задерживает его за мелкое воровство.
В конце концов Пера оказывается в исправительном учреждении для несовершеннолетних. Там все модные, в клешах, постоянно дерутся и ходят в город, когда им вздумается. Такая непринуждённая житуха «пацанов» — первая отметка о нестандарности фильма. В это же время там появляется новый воспитатель Жарко Мунижаба. Крутой до черта, он сразу демонстрирует свою безаппеляционность. Кроме своей «системы», никаких авторитетов среди персонала учреждения у него нет. Эдакий «Макаренко» с гипертрофированной демонстрацией доверия к воспитанникам. При этом «свой», строгий и справедливый. Но и здесь диссонанс — «Жаба» со временем бреет налысо и отвешивает пощечины подопечным. Нестандартно в общем, не святой… Третий герой — не говорящий ни слова «заключенный» Любче. В вязаной шапочке а-ля МакМёрфи, он явно списан с персонажа Николсона.
Социализация Любче, который никогда ничего не украл, просто не воспринимает мир, главная задача воспитателя Жарко. В рамках его «системы» Пера и Любче начинают ходить на работу в один гараж и становятся друзьями. Вскоре неожиданно замечаешь, что смотришь уже (может и давно, но не сразу понял) совсем другое кино. Подходящие прилагательные: глубокое, высокое, тонкое, глобальное. Смешно понимать, но тонешь в противоречиях. Эфемерное и конкретное. Не про воспитание, а про жизни людей. И не важно, сколько им лет. Финал — катарсис. И снова… молчащие говорят, говорившие молчат. Недостатки в фильме есть, но круто всё равно.
7,5 из 10
Знакомством с четвертым представителем «Пражской школы» югославского кино получилось неоднозначным. Правда однозначно, что фильм очень хороший. В остальном… Выводы отсутствуют. Вопросы заданы, ответов нет. Большую часть времени воспринимаешь увиденное, как обычную социально-педагогическую драму на грани соцреализма с небольшими элементами комедии. Тема трудных подростков в 70-е и 80-е не была редкостью в восточноевропейском кино, так что ничего не поражает воображение поначалу. Пера «Трта» (прозвище — производное от глагола «тртиться», аналог р