Очень сложный и неоднозначный фильм, который оставляет в смешанных чувствах.
Картина наполнена символами и отсылками. И не всегда понятно, как на них реагировать. Из всем известных мифов Эйзенштейн как бы создает свои собственные. Это и сепаратор-грааль. Это и божество-бык, которое в итоге становится как бы жертвой. Это и молочные реки. Это и свадьба коровы и быка. Это и мойры-ворожеи. Это и новый миф о Ленине. В общем, если покопаться — найти можно великое множество этого всего. И сначала даже путаешься немного во всем этом. Пытаешься разгадать всю глубину смыслов, успеть за резвой мыслью режиссера. Потом уже забиваешь на это и просто наслаждаешься картиной. Прекрасными лицами простых крестьян, видами деревни, животными… Но все эти бесконечные подтексты все не дают покоя! Заставляют отвлекаться на них. И это совсем не плохо, это здорово, это заставляет посмотреть на весь кинематограф под каким-то другим углом. Наверное, еще ни одна лента не заставляла так активно работать мой разум. От этого наслаждение картиной только усилилось.
Что еще хочется сказать. Это картина, где сталкиваются не только старое и новое. Это картина, где сталкивается народное с официальным, язычество с христианством, мужское и женское… Очень страшно здесь показаны крестьяне. При чем, в тот момент, который нужен Эйзенштейну, их лица очень красивые, будто написаны великими мастерами, а в другие нужные моменты (сцена раздачи денег) те же самые лица такие страшные, что не дай боже. И еще хочется отметить эротизм картины. Тут очень много как явно сексуальных вещей, так и спрятанных. Самые мощные в этом плане сцены знакомства коровы и быка, когда корова призывно трясет своим выменем перед быком. И сцена, где Марфа жертвует своим платьем ради трактора. Эта последняя сцена сделана так здорово, что у меня мурашки бегали. И вот, вроде, никто там ничего не показывает, ничего такого особенного не делает… А сколько в этом эротики!
В общем, про этот фильм очень много можно писать, он, правда, достоин этого. Но он точно не для того, чтобы миленько провести вечер. Если хочется пораскинуть мозгами или поизучать историю кинематографа — смотреть обязательно.
Очень сложный и неоднозначный фильм, который оставляет в смешанных чувствах. Картина наполнена символами и отсылками. И не всегда понятно, как на них реагировать. Из всем известных мифов Эйзенштейн как бы создает свои собственные. Это и сепаратор-грааль. Это и божество-бык, которое в итоге становится как бы жертвой. Это и молочные реки. Это и свадьба коровы и быка. Это и мойры-ворожеи. Это и новый миф о Ленине. В общем, если покопаться — найти можно великое множество этого всего. И сначала даже путаешься немного во всем этом. Пытаешься разг