Оккупация для Франции — чувствительная тема, и всякое кино об этом времени обязано быть неоднозначным. «СТАРОЕ РУЖЬЁ» начинается со сцен изрядно ревизионистских: немецкий патруль извиняется перед местным доктором (Филипп Нуаре) за проверку документов, а главврач-немец признаётся, что завидует тому — освобождение близко, а вот его собственная судьба в фатерлянде незавидна. Полумирное сосуществование приходит к концу самым резким образом: отосланную в надёжное, казалось бы, место красавицу-жену (Роми Шнайдер) доктор находит не просто убитой, а сожжённой заживо; расстреляны и его дочь, и все соседи в округе. Потрясённый до глубины души очкарик-гуманист достаёт с антресолей двустволку и объявляет вендетту засевшему в замке отряду губителей…
Хорошо известные нам зверства эсэсовцев имели место и на Западном фронте: так, в июне 1944 они сожгли деревню близ Лиможа, истребив сотни мирных её обитателей. Было ли это актом мести или устрашения, до сих пор неясно; «Старое ружьё» вообще не снисходит до каких-либо объяснений — вроде как зло с петлицами SS оно самое зло и есть, какие могут быть вопросы?! Перенесение действия в замок с его подземными ходами и живописными обрывами кажется циничным при этом вдвойне — ибо безусловно очень эффектно с точки зрения кинематографии. За реализм отвечает прямодушный Нуаре в одной из лучших своих ролей. Он заставляет поверить в себя как героя поневоле (по сюжету, он и хирург, и охотник), но вот как герой-любовник вызывает сомнения — чем провинциал с брюшком мог покорить сердце пленительной Роми Шнайдер? С другой стороны, сразу становится очевидным: месть за ТАКУЮ женщину иначе как божьим промыслом быть не может.
Le Vieux Fusil получил «Сезар» как лучший фильм года (1975), спустя десять лет был удостоен уникального «Сезара Сезаров» (был ведь такой!), и до сих пор очень любим французской публикой. Здесь можно, конечно, порассуждать о том, что это говорит нам об изживании национальной травмы и замещении в коллективной памяти… но, в конце концов, этот жанровый фильм едва ли ставил перед собой такие цели. Что отличает его от целого ряда подобных, зачастую ещё более бесстыдных вариаций (будь то «Жажда смерти» или «Ворошиловский стрелок»), так это намёк на постепенное схождение героя с ума (отчего флешбэки столь подчёркнуто идилличны). Раскрой авторы этот аспект, да примени подход потоньше — цены бы их детищу не было.
P.S. Вопреки ожиданиям, оказалось, что фильм выходил в прокат, причём в обеих Германиях. Даже с учётом того, что был он цензурирован, не хотел бы я оказаться на месте немецкого зрителя!
Оккупация для Франции — чувствительная тема, и всякое кино об этом времени обязано быть неоднозначным. «СТАРОЕ РУЖЬЁ» начинается со сцен изрядно ревизионистских: немецкий патруль извиняется перед местным доктором (Филипп Нуаре) за проверку документов, а главврач-немец признаётся, что завидует тому — освобождение близко, а вот его собственная судьба в фатерлянде незавидна. Полумирное сосуществование приходит к концу самым резким образом: отосланную в надёжное, казалось бы, место красавицу-жену (Роми Шнайдер) доктор находит не просто убитой, а со