«В изящном узеньком конверте
Нашли ее «прости»: «Всегда
Любовь и грусть — сильнее смерти».
Сильнее смерти… Да, о да!..»
(Отрывок из стихотворения «Самоубийство»)
Документальный биографический фильм «Страсти по Марине» Андрея Осипова увидел свет в 2004 году. Автором сценария стал Одельша Агишев. Название «Страсти по Марине» — интрига, которая только усиливается с первых секунд фильма. Услышав стихи Цветаевой в исполнении Евгении Добровольской, зритель уже готов прожить жизнь поэта ближайшие 55 минут. Её жизнь под углом видения Осипова и Агишева.
В ближайший год фильм получает 3 награды. «Страсти …» еще не успели подвергнуться строгой критике, но зрителю они определенно понравились с первого взгляда. За лучший документальный фильм Андрею Осипову вручают премию «Ника», затем приз «Золотой Витязь» в той же номинации, и награду «Литература и кино» за неизменный интерес к эпохе «Серебряного века».
Казалось бы, «Страсти по Марине» — не первый документальный фильм о Цветаевой. Несмотря на это, режиссер ставит перед собой задачу — по-новому раскрыть внутренний мир страдающей Марины. Личности глубже, чем каждый слышал на уроке литературы или мог прочитать в Википедии.
В первые минуты фильма вообще забываешь, что эта самая Цветаева и есть поэт. Все её беды — абсолютно земные, будь то смерть, случайная любовь или неудачная шутка с веревкой. Осипов основывается на событиях, сформировавших целую трагедию жизни Цветаевой и раскрывает ее как личность. Режиссер изпользует множество средств киноязыка. Именно благодаря ним зрителю удается поверить поэту как лучшему другу. Среди эффектов, раскрывающих смысл фильма мы заметим закадровый голос, меняющийся от настроения, музыкальные приемы (появление музыки, усиливающей эффект от потери), материалы хроники начала 20 века, появляющиеся рефреном символы, глубокие диалоги ее современников.
Удивительно, как удается достичь динамики кадра без использования актерской игры. Зритель открывает для себя совсем иную Марину Цветаеву, услышав о ней не от постороннего «рассказчика», а от нее самой, которая ведет пронзительные диалоги с самой собой, от лица ее современников и родных.(А. И. Цветаевой, А. С. Эфрон, Г. С. Эфрона, М. Волошина, Б. Пастернака).
Все художественные приемы в фильме заставляют идентифицировать себя с главным героем, соприкоснуться с которым нам удается только благодаря фотографии.
В фильме использовано и огромное количество архивных кадров из собрания Госфильмофонда России и Российского государственного архива кинофотодокументов. Но поверить в искренность истории, примерить на себя все беды Марины Цветаевой зрителю удается благодаря закадровому голосу. Кажется, история будет понята и без визуального восприятия. Актерам удается изобразить любые эмоции, будь то вихрь страсти между Мариной и Софией Парнок, тоска от утраты младшей дочери или душевные мучения в период допроса.
Что касается структуры построения сюжета, так история о Марине Ивановне стоит из пяти частей, не считая вступления и послесловия. Каждая часть начинается со строк-эпиграфов к маленькой главе жизни поэта. Это создает ощущение визуального прочтения личного дневника Цветаевой. «Чтоб был безумьем каждый день», «Ты не раскаешься, что ты меня любил», «Сегодня ночью я жалею всех», «Истина в пяти словах», «Не шуми минуточку, мир человечий!».
В этих строках Марины прослеживается градация ее жизненной драмы. В каждом заголовке — проблема, сквозной конфликт. С обществом, с самой собой, с миром. В каждой части — потеря и приобретение.
Перед нами — страдающая натура. Вся ее жизнь напоминает произведение романтизма, а она — «лишнего человека». Одиночество, которое героиня пытается утопить в «ураганах» — связях с разными мужчинами и даже женщиной; в безответной любви к сыну, в творчестве. Мы наблюдаем не просто человека -не признанность гения, недопонимание людьми, зацикленность на заурядности, недостаток любви.
Через монологи Марины с самой собой Осипов заставляет зрителю задавать себе вечные вопросы. Сподвигает нас самих сделать выбор и дать оценку поступкам Цветаевой. Но с осторожностью напоминает, что судить Марину как обычного человека попросту нельзя. Она — гений. И ее истинная мотивация гораздо глубже той, которая выдает себя за истинную.
История закольцована, начальные и конечные кадры повторяются. Разница лишь в понимании. В экспозиции режиссер задает настроение фильма, но с первых кадров зрителю сложно понять, что эти кадры символизируют: беду, смятение или ознаменование начала бури. Таков характер Марины. Её жизнь была невозможна без ураганов. Но это удается осознать лишь в конце, когда рефреном появляются начальные кадры. И рефрен с плетением веревки, и финальный полет камеры вверх, возвышение над деревьями, над миром, над всем.
В финале, ты её лучший друг и товарищ. Ты сочувствуешь ее судьбе, скорбишь над ее нелепой смертью и восхищаешься ей как поэтом. Такой её показал Андрей Осипов — не принятой обществом женщиной, которая только и искала утешения в любви. Образ, в котором каждый нашел что-то близкое сегодняшнему обществу.
Фильм «Страсти по Марине» — это реальная история, составленная из кусочков разных жизней, объединенных одним человеком. Этот фильм стоит внимания даже тех, кто думает, что знает всё о Марине Цветаевой.
«В изящном узеньком конверте Нашли ее «прости»: «Всегда Любовь и грусть — сильнее смерти». Сильнее смерти… Да, о да!..» (Отрывок из стихотворения «Самоубийство») Документальный биографический фильм «Страсти по Марине» Андрея Осипова увидел свет в 2004 году. Автором сценария стал Одельша Агишев. Название «Страсти по Марине» — интрига, которая только усиливается с первых секунд фильма. Услышав стихи Цветаевой в исполнении Евгении Добровольской, зритель уже готов прожить жизнь поэта ближайшие 55 минут. Её жизнь под углом видения Осипо