«Султан Бейбарс» — фильм, к сожалению, недооценённый. Можно винить в этом время его выхода, или другие обстоятельства, но, так или иначе, широкий зритель не знает о существовании картины. Прискорбно. Ведь режиссёру не занимать мастерства, он — автор насколько превосходной, настолько и малоизвестной «Тризны». Да и литературный первоисточник «Бейбарса» очень достойный. Дух повести М. Симашко «Емшан» вполне точно передан в экранизации. Это не головокружительный экшн с бесконечными батальными сценами, не историческая драма с кружевом дворцовых интриг. Скорее — эпос, и язык его выдержан в соответствующих рамках весьма строго. Одна музыка, подобная широкой, неохватной степи, настраивает на философский лад. Из таких же чистых образцов — можно вспомнить только «Гибель Отрара» Амиркулова, проходящий под названием «Тень завоевателя», где одним из сценаристов выступил Алексей Герман.
Итак, немногословный главный герой, находясь постоянно в центре бурных событий, в то же время — над схваткой. Мудрость и жестокость, позволившие кипчакскому невольнику взойти на верхние ступени власти, не изменяют ему и там. Потому как: «Судьба заманивает беспечных людей.» Тот, кто не способен этого понять, должен уступить, уйти, положить свою голову под ноги способных и безжалостных последователей. И Бейбарс всегда настороже. Мудрость и жестокость, впитавшаяся с каплями солёной морской воды и смешанная с потом галерника. Такие уроки не проходят впустую.
Как остановить непобедимое войско Чингисхана, чтобы захлебнулась дикая монгольская песня, не огласив страну Миср кличем торжества? Что в резерве? Читаем в первоисточнике: «Мамлюки — люди, им нужны еда, одежда и родина. Просто кусок земли не может быть родиной. Для этого нужно зелёное дерево, чтобы оно им снилось. Пока оно снится им, он может посылать их на какие захочет стены. Они не сомневаются.» Бейбарс знает, что его мамлюки — бывшие рабы — не могут позволить срубить это дерево — всё, что у них есть и когда-либо будет.
Нет жалости к врагам, но нет жалости и к ближнему кругу. «Поверяй, каждый день поверяй достоинство прямого взгляда.» Тому, кто отвёл глаза — одна дорога. Эмиры — железное кольцо вокруг трона, и прочность этого кольца должна быть непогрешимой. Дающие власть султану, первые обязаны преклониться перед этой властью, чтобы и для других она была страшна. И с них, первых, особый спрос. Как замечено: «Львы быстрее всех становятся собаками.»
Что же меняется в этом ледяном мире, где нужно рассчитывать каждый шаг? Какое одно-единственное слово, подобно невынутому из раны наконечнику стрелы, мучает героя? И в разреженном воздухе на вершине власти, где давно уже «исчезли границы его желаний», вдруг появляется такое простое человеческое чувство Несбывшегося.
Доносится запах степной травы. Чаша с кумысом, принятая из рук старухи. И слово, слово сорвавшееся с губ юной девушки. Так почему Бейбарс столь круто меняет свою жизнь? Чтобы понять это, стоит посмотреть фильм.
9 из 10
«Султан Бейбарс» — фильм, к сожалению, недооценённый. Можно винить в этом время его выхода, или другие обстоятельства, но, так или иначе, широкий зритель не знает о существовании картины. Прискорбно. Ведь режиссёру не занимать мастерства, он — автор насколько превосходной, настолько и малоизвестной «Тризны». Да и литературный первоисточник «Бейбарса» очень достойный. Дух повести М. Симашко «Емшан» вполне точно передан в экранизации. Это не головокружительный экшн с бесконечными батальными сценами, не историческая драма с кружевом дворцовых интр