Не везет британцу Стивену Долдри. Его «Билли Эллиот»(2001), на который возлагались большие надежды, был буквально осыпан номинациями, но так ничего и не взял. «Часы»(2003), опять же, номинировали на «Оскар», и картина едва ее не получила, но все награды забрал Питер Джексон со вторым «Властелином колец». И с «Чтецом»(2009), опять же, вышло то же самое. Что же касается «Свалки» (2014), то это его очередная лента, снятая абсолютно без каких-либо претензий, на небольшой бюджет, и так и не вышедшая в широком прокате. Но в Бразилии, где проходили съемки, на Международном кинофестивале этот фильм присутствовал.
Очень удивительно видеть то, что в этой латинской стране настолько открыто говорят о проблемах, которые терзают тамошнее общество. Повальная продажность политиков и безнаказанное насилие полиции, угнетенная бедная прослойка населения и просто кошмарные трущобы, которые, словно обнаженные, страшные скулы выступают на внешнем лоске Рио-де-Жанейро, здесь очень объемны. Вся убогость и грязь фавел показана в «Свалке» еще более естественнее, чем в «Городе бога»(2002) Мейреллиша, а уж там, как я думал, четче и показать было нельзя.
Впрочем, сравнивать эти два фильма нет никакого смысла — они абсолютно разные совершенно во всем. Звучащий лейтмотивом весь фильм социальный протест и фразы в стиле социалистической пропаганды звучат на протяжении всего повествования, и как-то не обращаешь внимание, что вложены они в уста обыкновенных бразильских ребят, рано повзрослевших за тяжелым физическим трудом и в постоянной борьбе за существование.
Вначале мы видим, как полицейский спецназ проводит операцию по поимке человека, и тот выбрасывает портмоне в мусоровоз. Его находят 14-летние ребята Рафаэль и Гарду, которые занимаются повседневными делами, копаясь в кучах мусора. Вскоре в их район заявляются полицейские, объявляющие, награду тому, кто найдет это портмоне, и то, что в нем находится ключ к раскрытию важного преступления. Сначала ребята борются с соблазном получить деньги, но после понимают, что с этим портмоне связана какая-то тайна. Подключив третьего участника, Габриэля, по прозвищу Крыса, они ввязываются в смертельно опасную игру, связанную с коррупцией в высших эшелонах власти.
Мальчишки похожи на ловких обезьянок — прыгают в окна, как тараканы лезут в щели, и практически неуловимы. Все же неоднократно возникают весьма острые моменты, которые заставляют напрячься зрителя. И самое главное — нигде не возникает ощущение фальши и натянутости. Откровенно плохой игры здесь нет. Ребята достаточно искренни, а Мартин Шин в роли миссионера Джуллиарда своим появлением очень порадовал.
Необычайно понравилась сцена, когда Гарду читает письмо Анджело (это тот, за кем в начале фильма охотилась полиция), которое он выучил наизусть, его дяде Джефферсону в тюрьме. Крупный план лица Джефферсона — это что-то очень сильное и трогательное. Посмотрите в глаза старика. Нелсон Шавьер из этой своей коротенькой роли сделал что-то невероятное.
В общем, посмотрел этот фильм с удовольствием. Вообще, «Свалка» — это совершенно не характерный для Долдри фильм. Говорю с полной уверенностью, потому что со всеми основными его работами я хорошо знаком. «Свалкой» Долдри показал, что он гораздо более многогранен в своем творчестве, чем думалось по его предыдущим кинолентам. Только непонятно, почему наши переводчики на DVD релизе перевели оригинальное название фильма «Мусор»(Trash) как «Свалка».
Не везет британцу Стивену Долдри. Его «Билли Эллиот»(2001), на который возлагались большие надежды, был буквально осыпан номинациями, но так ничего и не взял. «Часы»(2003), опять же, номинировали на «Оскар», и картина едва ее не получила, но все награды забрал Питер Джексон со вторым «Властелином колец». И с «Чтецом»(2009), опять же, вышло то же самое. Что же касается «Свалки» (2014), то это его очередная лента, снятая абсолютно без каких-либо претензий, на небольшой бюджет, и так и не вышедшая в широком прокате. Но в Бразилии, где проходили съ