В отличие от Стивена Кинга, Клайва Баркера очень редко экранизируют, несмотря на то, что его литературное наследие огромно. Возможно, именно по этой причине Баркер сам стал режиссёром, сняв 3 полнометражных фильма, 2 из которых стали культовыми. За все 2000-е гг. к наследию Баркера обращались трижды («Полуночный экспресс», «Книга крови», «Страх»). Особняком стоит телефильм «Святой грешник», где Баркер значится автором сюжета. Не будучи знакомым с его одноимённым комиксом 1993 года, сложно сказать, имеет ли фильм какое-то отношение к нему. Однако Баркер был тут ещё и исполнительным продюсером, оттого несёт полную ответственность, наряду с режиссёром и сценаристами, за конечный результат.
В фильме повествуется о двух суккубах, которые выбираются из заточения в 1815 году и при помощи колеса времени попадают в наши дни. Чтобы их остановить, в будущее посылают молодого монаха, виновного в их освобождении. Здесь он сразу попадает в поле зрения полиции, которая подозревает его в многочисленных убийствах, эпидемия которых началась в городе.
Если Стивен Кинг стремился реалистически изображать среду маленьких городов, в которых происходят странные события, то Клайв Баркер продолжал мифотворчество Ховарда Лавкрафта. Поэтому поклонники его творчества, ознакомившись с фильмом Батлера, рискуют оказаться в прострации — настолько ничего похожего даже на киномир Баркера здесь нет. Тем более разочаруются фанаты культового хоррора Терри М. Уэста «Плоть для Зверя», вышедшего через год.
Будь фильм Джошуа Батлера комическим, то вполне можно было бы отнестись с симпатией к манерному, абсолютно неэротичному, а скорее вызывающе-вульгарному поведению двух суккубов. В конце концов, эта тема послужила основой очень хорошей комедии ужасов Дэвида ДеКото «Кошмарные сёстры». В ней удачно было высмеяно превращение трёх дурнушек в очень сексуальных демониц, испепеляющих мужчин в порыве страсти. В интерпретации Батлера суккубы почему-то оказались вампирами, которые пьют кровь своих жертв при помощи некоей трубочки (!) Ещё суккубы не упускают случая подраться друг с другом (!), словно это не жестокие адские создания, а две девчонки пубертатного возраста. Но больше всего фильму Батлера не хватает генеральной линии, словно автор не определился, что хочет снимать — фантастику о перемещениях во времени или же хоррор с суккубами.
Смущают абсолютно непростительные для мастера хоррора многочисленные заимствования из других фильмов. Суккубы опутывают людей в коконы, словно ксеноморфы, а многочисленные сцены в дешёвых мотелях и криминальных районах навевают ассоциации с «чёрным» фильмом, дань которому отдал Баркер в своём собственном «Повелителе иллюзий». Главный герой Томас Алкала воспринимается как горец или терминатор, посланный в будущее, дабы остановить зло. К сожалению, заявленная в названии дихотомия греха и святости, буквально искупление монахом греха ослушания, в результате чего на свободе оказались демоницы, не получает никакого развития в самом фильме. Главный герой всё время стремится переложить свою ношу на кого-то другого, и лишь слова монахини убедили его в том, что и он может одолеть демонов. К сожалению, зрителю эти же слова вряд ли покажутся убедительными, и он будет негодовать при виде не только размалёванных по последней готической моде суккубов, но и парочки главных героев (напарница Алкалы детектив Рейчел Дресслер), в которых нет ни грана жизни.
Персонажи кажутся ходульными, тем более уже давно в боевиках известны как разнополые напарники, так и люди с разным цветом кожи. Неплохая актриса Джина Равера (она запомнилась по роли племянницы Алекса Кросса в «Целуйте девушек») оказалась явно дезориентирована режиссёром, оттого сначала играет персонажа, который мучается чувством вины за смерть отца, затем её героиня превращается в крутую девицу-копа (перестрелка с суккубами в музыкальном магазине, достойная украсить какой-нибудь трэш), далее это одинокая девушка, которая засматривается на монаха из прошлого и, наконец, жертва, которую непременно надо спасти из лап злодеек.
Вот и фильм постоянно меняет жанр, начинаясь как фантастика, продолжаясь как хоррор и заканчиваясь как гибрид боевика и мистики, с погонями, перестрелками, драками. Сцены перемещений во времени комически сделаны, особенно на фоне вышедшей в том же году «Машины времени», а регулярные флешфорвардсы, изображающие предвидение будущего монахом, заставляют задаться вопросом — зачем тогда ему нужно крутить кинжал, дабы узнать, где находятся суккубы.
Подводя итог, можно сказать, что Клайв Баркер серьёзно осрамился, поставив своё имя в титрах такого слабого фильма. Ведь продюсер имеет все рычаги воздействия на режиссёра, дабы не допустить очевидной халтуры. В конце концов, Баркер мог бы сам написать сценарий или сесть в режиссёрское кресло. Если в обширном кинонаследии Кинга пара-тройка халтурных работ, к которым причастен мастер, вполне теряется на фоне ряда выдающихся экранизаций, то у Баркера едва ли наберётся больше десяти фильмов. И поневоле название фильма экстраполируется на личность знаменитого хорроремейкера, который, как оказалось, не всегда бывает столь умён и изощрён в фантазии или, во всяком случае, имеет серьёзные издержки по части вкуса, раз представляет своим фанатам такие убогие фильмы.
Если в титрах прочтёшь имя Баркер, не верь глазам своим — только так можно описать негативные впечатления от просмотра.
3 из 10
В отличие от Стивена Кинга, Клайва Баркера очень редко экранизируют, несмотря на то, что его литературное наследие огромно. Возможно, именно по этой причине Баркер сам стал режиссёром, сняв 3 полнометражных фильма, 2 из которых стали культовыми. За все 2000-е гг. к наследию Баркера обращались трижды («Полуночный экспресс», «Книга крови», «Страх»). Особняком стоит телефильм «Святой грешник», где Баркер значится автором сюжета. Не будучи знакомым с его одноимённым комиксом 1993 года, сложно сказать, имеет ли фильм какое-то отношение к нему. Однак