Собственно, да — в значительной мере Страна Земляника из мультфильма и есть неплохо гротескная аллюзия на любую капиталистическую диктатуру. Да и на некапиталистическую, собственно говоря, тоже.
Если кого-то с резко антикомунистическими выпадами при просмотре мультфильма сразу напрягло обилие в Стране Землянике неких объектов радикально красного цвета, отражённого аж в самом её названии, утешу: подобный посыл автора откровенно маловероятен. Хотя всё может быть, у иных проскакивало… Но лично я с такой простотой в детском мультике не согласен.
Теперь собственно вдумчивый анализ мультика.
Посудите сами: земляника, уже в смысле отражения уровня изобилия, в стране произрастает огромная, но её местные жители, собирая, почти не едят сами, а сдают большую часть «верхнему начальству» (читай «диктаторскому олигархату»), чтобы зажиралось в три пуза. За невыполнение установленной дневной нормы и излишнюю развязность поведения немедленно следует жёсткое телесное наказание (бр-р!). При этом видна чёткая клановость (без малого сословность) местного общества с явной гипертрофированностью типичных для капиталистического человека черт характера (хвастовство, доносительство, угодливость, агрессивность, покорность воле начальства), а также жёсткая, на грани типичного тоталитаризма, регламентированность поведения и немалая ксенофобия, которая очень характерна для тоталитарных обществ. Со стороны всё это выглядит жалко, смешно и нелепо.
Видны следы малообразованности, крайней узости круга «бесполезных» развлечений и зашоренности взглядов местных обитателей из-за жёстко навязываемой идеологической пропаганды: из расспросов спасённого невольными пришельцами Дениской и Лариской представителя клана хвастунов Кузьки сразу же выясняется, что ни он, ни его собратья не знают о происходящем в Большом Мире практически ничего, кроме примитивных отрицательных штампов, далёких от реального положения дел. Кодексы поведения кланов не только между собой, но и во внутренних контактах их членов поощряют эгоизм, разобщённость, враждебность и презрение (открытое либо скрытое) к интересам ближнего, отсутствие чувств симпатии, дружбы и тяги к взаимопомощи. Что, как видно, создано специально, дабы максимально снизить вероятность скрытых заговоров и восстаний с целью свержения правящей верхушки. (Где мы всё это видели наяву — Вы, думаю, легко сообразите и сами.)
Глядя на Одноусого и Белую Ворону, нетрудно сообразить что они — сказочная аллюзия на сотрудников центрального управления мощной спецслужбы, имеющих не самое малое звание и свободный выход за пределы своего закрытого государства. Белая Ворона, если судить по особенностям её поведения — младший офицерский чин, что-то вроде лейтенанта-капитана, Одноусый — явный генерал! С адьютантом. Как видимо, страну Землянику они покидают для осуществления внешней разведки и кражи ценных предметов, в ней не производящихся. Феномен компаса здесь аналогичен тому же коробку спичек из более поздней «Кин-Дза-Дзы» — нечто элементарное у нас, имеющее крайний дефицит и высокую цену «у них», о чём догадываешься только тогда, когда тебя нагло облапошивают. (Ничего не напоминает? Джинсы и жвачку, например?)
Кстати, Белая Ворона, как символ индивидуальности и непохожести на других, по-моему, тоже неплохо характеризует образ местного чекиста: он Другой Человек из другого общества, хозяйского, барского, имеющего Другой Закон и крепкую палку. Словом, этакий «грозный опричник Кирибеевич»: мелкий, корыстный, всегда трусящий перед начальством, но всерьёз упивающийся собственной значимостью и неподсудностью посреди плебса. И горе тому, кто осмелится встать у него на пути…
А одноусый генерал от акта откровенной агрессии в свой адрес (похищения компаса) оказывается сперва в шоке, но потом быстро сатанеет. Ещё бы: ему в своей стране никому и ничего доказывать не надо — и так все стелются ковром! По тревоге на пресечение вопиющего беззакония моментально вываливается крайне агрессивная зондеркоманда местного СС. Или хунвейбинов — ну, тут уж кому какое сравнение ближе… Лично я вижу в них небезызвестные экипажи боевых мотоциклов BMW R73 с турельными пулемётами MG42.
Процесс поглощения земляники Чёрным Властелином (действительно крайне отвратительным чудищем!) вызвал у меня стойкую ассоциацию с жертвоприношением Молоху, Вельзевулу или Кали.
Ну и заветная мечта его по завоеванию мира, глобальной и абсолютной власти, до которой один шажок… Нужны ли дальнейшие комментарии?
Тем более, что следующие действия главных героев уже больше напоминают микробондиану: побег из плена с верной подружкой, смелое выкрадывание артефакта, погоня злодеев, нечто вроде финальной битвы… и Злу конец!
Дальше — закономерное освобождение жителей Страны Земляники от тоталитарного рабства с помощью древней эльфийской магии.
… И поутру они проснулись. Было ли всё приключение наяву — сие неведомо.
Но даже без подобного скрупулёзного анализа взрослого нудяги мультфильм действительно великолепен!!! Увы, ныне таких не делают…
Собственно, да — в значительной мере Страна Земляника из мультфильма и есть неплохо гротескная аллюзия на любую капиталистическую диктатуру. Да и на некапиталистическую, собственно говоря, тоже. Если кого-то с резко антикомунистическими выпадами при просмотре мультфильма сразу напрягло обилие в Стране Землянике неких объектов радикально красного цвета, отражённого аж в самом её названии, утешу: подобный посыл автора откровенно маловероятен. Хотя всё может быть, у иных проскакивало… Но лично я с такой простотой в детском мультике не согласен