Я люблю советское кино. Разумеется, это не говорит о том, что оно — бесподобно, идеально и вообще не может быть подвержено критике, но как-то ни одна картина у меня не вызывала такого разрыва шаблона, как «Танкисты».
Я, пожалуй, опущу тот факт, что танки ниже обычного, едут с машинной скоростью, нацисты вооружены, преимущественно, пулемётами «Максим».
Но здесь вообще ничего не понятно! Причём, если что-то раскрывается по ходу сюжета, то что-то остаётся вообще глубоко за кадром! Ничто: ни местность, на которой происходят события, ни сама схема боевых действий, ни даже их смысл — ничто не поддаётся здравому смыслу!
Во-первых, абсолютно не понятна концепция боевых действий. Генералы сидят у себя в кабинетах и натужно думают о том, как они будут наступать друг на друга, при этом, обсуждают, как на них будет наступать же уже неприятель. Бычьи бои, что ли? Серьёзно?
Во-вторых, дико удивляет тупость сторон и их стремление скомпенсировать свою тупость усиленным использованием чит-кодов. Я-то думал, мы можем гордиться тем, что в самом деле разгромили нацистов, но, оказывается, у советских ещё и лучший Chemax в мире! Почему? Сейчас поясним.
1) Нам весь фильм упорно вдалбливают, что правый фланг непроходим. Причём, если на советскую сторону возлагается обязанность это утверждение опровергнуть, то на нацистскую — помешать коммунистам это опровергнуть. И как они это делают? А вот так: посылают через «непроходимый» обрыв конную разведку (явно отбирали чемпионов по конкуру, причём, лучших из лучших, ибо только они могут перепрыгнуть это, бесспорно, непреодолимое для лошадей препятствие), чтобы её наверняка истребили советские танки, о наличии которых фрицам, разумеется, неизвестно, а позади разведки — артбатарею (а она-то откуда там взялась?), которую тоже, в итоге, разносят в пух и прах. И фрицам об этом становится известно отнюдь не сразу. Или становится? В любом случае, расположить ту же артиллерию (или, дивизию вашу так, свои танки!) на противоположной стороне обрыва они отказались наотрез. Видимо, очень были уверены в своём исключительном праве читерить. Ну как же: это только мы можем переправить тяжёлую технику на противоположный берег, а тупые совки — никогда. А потом фон Бюллер весь фильм орал, как побитый нуб в Counter-Strike: «Да как так?!», будучи откровенно раздосадован хитро, лобостью советских троллей, которые, в свою очередь, о своём экспресс-методе преодолевания «непреодолимых» препятствий умалчивали вплоть до его применения, отчего сообщение комэкипажа Логинова комдиву о том, что, собственно, способ найден, до непосредственного применения этого метода кажется до умопомрачения идиотским и вызывает ничего, кроме гомерического хохота. Л-логика, однако ж!
Кстати, о хохоте. По ходу возвращения, э-э-э, по проторенной дорожке, на которой, внезапно, вырастает целая деревня, кишмя кишащая нацистами (я даже не буду думать, откуда она там вообще могла взяться), танкисты напарываются на упомянутых выше нациков, мол, сворачивать некогда, надо таранить. О`кей, двинули. Немцы дружно укладываются по позициям и начинают слаженно долбить с винтовок и пулемёта по наглухо закупоренной машине. Оцените всю степень идиотизма этой сцены: немцы с массированными танковыми атаками столкнулись ещё на полях первой империалистической, и в тот момент они достаточно чётко усвоили, что бронелохань с пулемёта не берётся, а тут — ну прямо танк впервые в глаза увидевшие. Дальше следует особо убойный момент: на дороге внезапно появляется ребёнок, флегматично наблюдающий за несущейся на него машиной. Водитель делает глаза по пять копеек, но и не думает останавливаться: приказ, фиг ли. На дорогу выбегает мамаша, хватает ребёнка и… стоит. И тоже глаза по пять копеек. Так они и смотрят друг на друга сквозь перископ: водитель и дамочка. Причём, дамочка-то стоит, а водитель на тормоз жать даже не думает. У командира — фейспалм от ужаса и злости на тупость механика-водителя, что там думает стрелок в башне, непонятно, сам мехвод активно ищет выход. Ну и что придумывает этот гений? А тупо впиливается в ближайший дом, тотально въезжая туда передним краем, и это — принципиально важный момент. Почему? Смотрите дальше: немцы облепляют машину, пропихивают сквозь гусеницу бревно непонятной толщины, со стороны вообще не подходящее по размеру, после чего следует короткий пафосный диалог между немецким и советским офицерами, немец огребает люлей, а затем какой-то гений запихивает винтовку в амбразуру и начинает шмалять в кабину бесконечными патронами. Вы их в плен взять хотите? Так (censored)ле лупите боевыми патронами в кабину на полку с артснарядами, которые ещё и сдетонировать могут?! Убить? Так (censored) твою (censored), (censored)ле не открыли люк и не закидали недогероев гранатами? Однако, как выясняется, ребят хотели просто выкурить, поэтому танк ВЕСЬ заваливают соломой, которую поливают, вроде как, водой, однако, судя по тому, как машина вспыхнула (!), в вёдрах был явно бензин. Как бы то ни было, ребята решают вырываться, и, видимо, ради этого момента весь этот цирк и был устроен: пока мехвод вышибает бревно из-под танка, командир прикрывает его, снимая ДТ со станка и используя в качестве ручного. Правда делает он это крайне неубедительно: во-первых, открывает лобовой люк, который, как уже было сказано выше, в разрушенном машиной доме. Ладно, допустим, они как-то развернулись. Но ведь он это делает в полный рост (!), когда его уже, с ходу, при первых же шагах могли снять! Актёрскую игру железной морды и флегматичного тона во фразе «Ничего, бери пулемёт», когда немецкая пуля таки перебивает плечо командиру, плавно перекочевавшее в предплечье, судя по наложенной повязке, я, пожалуй, оставлю без комментариев.
Ну и, в-третьих, по мелочам много косяков. Часть важных действий остаётся за кадром, из-за чего реплики персонажей, непосредственно относящиеся к этим самым действиям, кажутся нелепыми и неуместными, а из-за общей повальной идиотии многие действительно интересные и задевающие моменты таковыми перестают быть, стоит только вспомнить о событиях, описанных выше, и ещё некоторых, под которых под стать не драматическая музыка, а саксофонная тема из шоу Бэнни Хилла.
В общем, товарищи, если не хотите разочарований, не смотрите это кино.
Если хотите поржать в голос, можете попробовать. Но имеете шанс надорвать не только живот со смеху, но и кое-что пониже спины — от бешенства.
Однако, за красивую танкистскую песню, пожалуй, прибавлю пару баллов.
3 из 10
Я люблю советское кино. Разумеется, это не говорит о том, что оно — бесподобно, идеально и вообще не может быть подвержено критике, но как-то ни одна картина у меня не вызывала такого разрыва шаблона, как «Танкисты». Я, пожалуй, опущу тот факт, что танки ниже обычного, едут с машинной скоростью, нацисты вооружены, преимущественно, пулемётами «Максим». Но здесь вообще ничего не понятно! Причём, если что-то раскрывается по ходу сюжета, то что-то остаётся вообще глубоко за кадром! Ничто: ни местность, на которой происходят события, ни сама