Сложно писать рецензию на кино которому почти сто лет. Ведь описывать качество картины, глядя на неё из сегодняшнего дня попросту не честно. Тем более глупо говорить о достоверности актёрской игры, сравнивая её с исполнителями наших дней. Тогдашнее кино (синематограф) — фактически спектакли заснятые на плёнку. Поэтому манера игры артистов « великого немого» так разительно отличается от игры их современных коллег. Она до ужаса театральна и наигранна: с характерными позами, заламываниями рук, выпучиванием глаз и карикатурными вздыханьями. Сама же съёмка не блещет изысками: статичные кадры не спеша сменяют друг друга, ракурсы однообразны (работали со статичной камерой), а переходы от одной сцены к другой постоянно сопровождаются затемнениями. Про спецэффекты вообще лучше не говорить, ибо и так всё ясно… Тем более, кто сегодня станет смотреть фильмы той эпохи ради развлечения? Даже не все кинокомедии величайшего комика всех времён и народов Чаплина, сегодня смотрятся не ради смеха а как памятник киноискусству. Кинематограф же 10-ых, это вообще зарождение «большого стиля», поиск нового формата и становление неких норм кинопроизводства. К примеру, именно в середине 10-ых стали появляться первые полнометражные картины (хронометраж около 1,5 часов), до того же снимались разной продолжительности короткометражки. Среди десятков ремесленников появились настоящие подвижники искусства, впоследствии ставшие столпами мирового кинематографа. Например те же Чарльз Спенсер Чаплин, или Дэвид Уорк Гриффит. У нас в России это без сомнения Яков Протазанов… Но помимо так называемого «высокого искусства» было и простое, как сейчас сказали бы «попсовое» кино. Широкой популярностью пользовались приключенческие фильмы: различные комедии, вестерны и боевики. Одним из этих фильмов и был начатый в ту пору кинорежиссёром Скоттом Сидни кино-сериал о Тарзане — известном герои приключенческих книг модного тогда писателя Эдгара Райса Берроуза. Первый роман об этом легендарном «короле джунглей» вышел в печати незадолго до Перовой Мировой, в 1914 — ом году и сразу же завоевал любовь читателей. Не смотря на свою художественную вторичность (Берроуз лишь немного переиначил «Книгу Джунглей» Киплинга, заменил Индию на Африку и сделал героя более брутальным) книга пользовалась большим успехом, как бы сейчас сказали — стала коммерческим хитом или бестселлером. За первым романом последовали многочисленные продолжения, и в общей сложности Берроузом было написано про Тарзана более двадцати книг. Нечего удивительного, что этот популярный книжный сюжет решили перенести на плёнку. Тем более, что не каких серьёзных затрат он не требовал: достаточно было нанять отважных каскадёров, пригласить хороших дрессировщиков и договориться с каким не-будь зоопарком или цирком, да махнуть куда то в лес снимать «дикие джунгли». В последствии историю лорда Грейстока ставшего воспитанником обезьяньего племени, и пережившего в африканских джунглях множество опасных приключений в конце которых он встретил свою Джейн — неоднократно переносился на кино и ТВ-экраны. Наряду с графом Дракулой, Тарзан — один из самых популярных героев кинематографа. Классическим фильмом о его приключениях принято считать картины «золотой эпохи» Голливуда с Джонни Вайсмюллером в заглавной роли, которые смогли даже попасть в советский прокат. Однако, своё начало в истории мирового кино Тарзан берёт куда как раннее. Уже четыре года спустя после выхода первого романа, в Голливуде на студии «National Film Corporation of America» была снята его первая экранизация, названная как и оригинальный роман серии: «Тарзан — Приёмыш Обезьян». Первым «королём джунглей» стал американский актёр Элмо Линкольн. В своём коронном образе перед зрителями он в последствии появился ещё в двух фильмах о Тарзане снятых в начале 20-ых, а после окончания эпохи немого кино уехал из Голливуда. Сейчас на Аллее Славы есть его звезда с его именем, которую ему присудили за вклад в мировой кинематограф.
Самый первый фильм о Тарзане рассказывает очень компактно и сжато (всё таки книга была довольно увесистая, и уместить её целиком в фильм идущий чуть более часа было невозможно) классическую историю этого героя. Начиная с бунта на корабле которым плыли чета Грейсток, с их последующим высаживанием на дикий берег, до рождения и взросления их единственного сына, воспитать которого они так и не смогли. Но за них это сделали обезьяны, взявшие ребёнка к себе. Половину картины Тарзан бегает по джунглям сорванцом — мальчишкой, поэтому этот легендарный герой впервые на экране создан был двумя актёрами. Если взрослого Тарзана сыграл Элмо Линкольн, то мальчишку — Гордон Гриффит. По сути, приключения начинаются во второй половине картины, в которой участвует взрослый герой, в то время как вместе с маленьким Тарзаном зритель знакомится с джунглями и их различными обитателями. А уже потом в сюжете появляется Джейн с отцом — профессором, какие то браконьеры и богач — негодяй, с которым наш бравый дитя джунглей борется за руку прекрасной Джейн. В справочнике по фильму говорится, что эта экранизация самая близкая к тексту. Так вот, конечно же это не совсем так. Все кто читал книгу без труда заметят, что сокращений в кино — версии Скотта Сидни очень и очень много. Но сюжет всё ж таки цельный и для своего времени увлекательный. Хотя если смотреть фильм сейчас без знания английского языка, не всё из сюжета станет ясно. Просто закадрового перевода или наших субтитров к данной картине пока нет, и человек не владеющий языком оригинала, а тем более не читавший книгу Берроуза многого не поймёт. Я вот например до конца не понял, что хотели от Тарзана эти браконьеры. В книге у него были совсем другие противники… Но это несущественные мелочи. К тому же эти стычки героя с вооружёнными бандитами дают повод для каскада трюков и погонь. Безусловно, экшеном это назвать сейчас сложно. Да и слишком уж лезет в глаза тот факт, что всех горилл сыграли переодетые в шкуры статисты. И глядя на то, как Элмо Линкольн принимает геройские позы и прыгает по деревьям — сложно сдержать улыбку. Но это сейчас, а в 1918 -ом приключения Тарзана производили фурор: публика валом валила в кинотеатры в которых крутили картину и была в восторге. Ведь сборы в миллион долларов — это огромная для того времени сумма! Он был одним из блокбастеров немого кинематографа, и дал образно говоря всем последующим экранизациям книг Берроуза «путёвку в жизнь». Несмотря на то, что скоро уже сто лет будет как снимаются фильмы о Тарзане, о нём грядёт ещё одна масштабная постановка — 90 миллионный приключенческий эпик от Дэвида Йэтса, релиз которого намечен на будущий год. Это говорит о том, что история Тарзана некогда не покинет кинематограф.
8 из 10
Сложно писать рецензию на кино которому почти сто лет. Ведь описывать качество картины, глядя на неё из сегодняшнего дня попросту не честно. Тем более глупо говорить о достоверности актёрской игры, сравнивая её с исполнителями наших дней. Тогдашнее кино (синематограф) — фактически спектакли заснятые на плёнку. Поэтому манера игры артистов « великого немого» так разительно отличается от игры их современных коллег. Она до ужаса театральна и наигранна: с характерными позами, заламываниями рук, выпучиванием глаз и карикатурными вздыханьями. Сама же