«Жаль, что вместо обучения в университете я не потратил время на получение профессии плотника или электрика, была бы хоть какая-то польза». Это сказал Аки Каурисмяки — режиссёр из Финляндии.
В середине 80-х он снял «Пролетарскую трилогию» — фильмы про невесёлую жизнь простых финнов. Каурисмяки поработал строителем, грузчиком, почтальоном, мыл посуду — в общем, был выходцем из рабочего класса и эта тема была ему близка.
Сегодня Аки Каурисмяки — один из самых известных финских режиссёров. Но вырос он не из институтов, а из видеосалонов и кинофестивалей. В юношестве Аки смотрел по пять фильмов в день и писал рецензии. А потом и сам попробовал снимать.
В качестве сценария первого фильма финн взял роман «Преступление и наказание». Раскольникова у него зовут Антти Рахикайнен.
Но свой стиль Аки нащупал лишь в третьем фильме — «Тени в раю». Главный герой здесь — Никандр Матти — водитель мусоровоза. Он живёт в потрёпанной квартире и ест на ужин яичницу. В магазине Никандр знакомится с кассиршей Илоной Рийамаки и у них завязывается что-то вроде отношений. Почему что-то вроде? Как и все остальные финны — ребята не особо разговорчивы, а если и говорят, то коротко и по делу. Такова финская культура — молчаливость тут не считается плохим качеством, а скорее проявлением вежливости.
В «Тенях в раю» можно полюбоваться на Хельсинки середины 80-х. Город с тех пор мало изменился, разве что теперь в ходу евро, а не марки. В Финляндии, вообще, мало что меняется — это страна, застывшая во времени, каждый день в которой предсказуем и похож на предыдущий. Финское веселье — залиться пивом в баре до чёртиков с постным лицом, а после набить морду бармену — именно так скрашивает досуг Никандр.
Режиссёр не романтизирует город. Столица тут мрачная, со слякотной погодой и тучами вместо солнца. Хоть и прошло более 30 лет, у меня было ощущение, что я снова приехал в Хельсинки — настолько точно передан его дух.
На свидание Никандр ведёт Илону в зал, где играют в лото — ещё один штришок к его образу.
Диалоги в фильме простые и отстранённые. Вряд ли вы сможете распознать хоть одну эмоцию на лицах героев. И даже когда играет весёлая музыка — лица у них выражают лишь безразличие. А ещё в этом фильме все без конца курят: в отелях, ресторанах и даже на работе — тогда Финляндия ещё не боролась с курильщиками.
«Тени в раю» — это небольшой срез из жизни простых людей. Сюжетная линия тут по-европейски нарисована пунктиром. Мне было гораздо интереснее рассматривать город и предметы интерьера, чем лица героев.
На премьеру фильма Каурисмяки позвал водителей мусоровозов. Они остались довольны, хоть и поворчали, что их жизнь не особо похожа на ту, что изобразил режиссёр.
В 2017 году Каурисмяки скажет: «Я устал. Я хочу просто пожить». После чего покажет свой последний фильм и перестанет снимать. Правда, он уже говорил это в 1994 году, но потом вернулся в кинематограф. Насколько серьёзен он сейчас? Ведь в 2011 году Аки начал новую трилогию и снял всего лишь два фильма.
За всю историю карьеры Каурисмяки оставался верен себе — в его фильмах преобладают грустные темы, а главные герои — одинокие люди, не вписывающиеся в окружающий мир.
Ведь как говорит режиссёр: «В финском языке слово «успех» не имеет рода. Ни мужского, ни женского. Потому что успех — это то же самое, что дерьмо».
«Жаль, что вместо обучения в университете я не потратил время на получение профессии плотника или электрика, была бы хоть какая-то польза». Это сказал Аки Каурисмяки — режиссёр из Финляндии. В середине 80-х он снял «Пролетарскую трилогию» — фильмы про невесёлую жизнь простых финнов. Каурисмяки поработал строителем, грузчиком, почтальоном, мыл посуду — в общем, был выходцем из рабочего класса и эта тема была ему близка. Сегодня Аки Каурисмяки — один из самых известных финских режиссёров. Но вырос он не из институтов, а из видеосалонов и ки