Советский фильм "Тишина" состоит из двух серий, снятых на основе романа Ю. Бондарёва. События киноленты разворачиваются в 1945 году, сразу же после окончания войны с фашистской Германией. Военнослужащие массово возвращаются из Европы домой. Офицер Сергей Волминцев с оптимизмом смотрит в будущее, ведь его мирная жизнь началась со знакомства с девушкой Ниной. Но сполна наладиться покоем у 22-летнего капитана не получается - с фронта возвращается сослуживец Волминцева, артиллерист Аркадий Уваров. Во время войны под его бездарным руководством погибла целая батарея. Комбат избежал ответственности, обвинив во всех неудачах одного из младших командиров, которого за это отправили в штрафбат, где он и погиб. Только Сергей знает о преступлении. Он не собирается молчать и раскрывает людям правду. На этот раз ресторанная ссора ничем серьезным не заканчивается. Черное и белое меняются местамиВ 1946 году Сергей вместе с Ниной приходит отмечать Новый год к сослуживцам. Аркадий пытается произвести впечатление на патриота и даже хочет возобновить дружбу с Сергеем. Но принципиальный капитан не соглашается пить вместе с подлецом и уходит с праздника вместе с Ниной. Аркадий и в этот раз был почти разоблачен, после чего затаил сильную обиду на Волминцева. Спустя три года Сергей по совету Нины поступает в горно-металлургический институт. Живет он вместе со своими родственниками в коммуналке. Один из его соседей, беспринципный Быков, желает во что бы то не стало увеличить свою жилплощадь. В другой части коммунальной квартиры живет семья художника Мукомолова, но советская власть не одобряет его творчество. Николая, отца Сергея, арестовывает МГБ, что удивляет их обоих, ведь Волминцев-старший всегда был коммунистом. Семья считает, что все это просто ошибка и что компетентные органы вскоре разберутся. Для того, чтобы получить время, необходимое для защиты отца, Волминцев-младший просит деканат освободить его от учебной практики. Волчий оскал врагаВ этом же институте учится и Уваров, который смог заработать себе уважение администрации. Случай с арестом отца Аркадий рассматривает как возможность избавиться и от сына, единственного оставшегося в живых свидетеля его преступления. На собрании партбюро Волхминцеву вспоминают проступки его отца и мелкое хулиганство Сергея в ресторане и то, что он отказался пить с Уваровым за здоровье Сталина. А для того, чтобы не оставить Сергею шансов, Уваров обвиняет его в своём собственном преступлении, ведь теперь это никак невозможно проверить. После этого Волхминцева исключают из партии. Сам студент подает заявления об уходе из института. Теперь Сергей живет в Казахстане, работает по специальности и надеется, что правда скоро откроется. Его поддерживает вера Нины. Как сложится судьба этой пары?
Признаюсь, мне фильм совершенно не понравился. Более того, не понравился даже маме, которая уверяла меня, что фильм достойный и посмотреть его стоит. Это мнение о фильме осталось у неё с молодости, когда она смотрела его впервые. И вот, посмотрели вдвоём. М-да… Поколения разные, а мысли у нас возникли совершенно одинаковые. И это при том, что мы оба чрезвычайно уважительно относимся к феномену советского кино и смотрим фильмы той эпохи почти ежедневно. Причём как раз к кино 60-х годов у меня отношение самое доброе и тёплое. А тут — весьма посредственная партийно-идеологическая агитка, к тому же жутко затянутая и вызывающая раздражение. Людей таких не бывает, хоть убейте. Совершенно искусственные характеры, высосанные из пальца, крайне странное поведение, какой-то глупый и твердолобый максимализм главного героя, нелепые, странные поступки и высказывания героев, которые то и дело подчёркивают, что они коммунисты, намекая на то, что если это так, то на пакости они неспособны и побуждения их самые благородные. И тут же им в противовес немало коммунистов, творящих просто жуткие мерзости (сосед-махинатор, партсекретарь, фронтовик-подлюга, погубивший 27 человек и сваливший вину на другого). В результате, даже как агитка фильм не работает.
Грустно и обидно. Особенно от того, что в фильме снялась целая плеяда замечательных актёров, многих из которых считаю любимыми (Мартынюк, Жжёнов, Лужина). И играют они превосходно. Только за это оценка 5. Конечно, мне трудно судить о времени выхода фильма на экраны, ибо я в те годы ещё не родился. Готов поверить, что тогда фильм наделал шуму. Однако, как здесь верно заметили в предыдущих отзывах, подлинное искусство оно вне времени, стоящий фильм любим разными поколениями и в разные эпохи. Что и доказывает успех (как прошлый, так и сегодняшний) таких великолепных картин 60-х, как «Чистое небо» Григория Чухрая (кстати, тема его здорово перекликается с темой обсуждаемой картины) или, например, «Июльский дождь» Марлена Хуциева.
5 из 10
Признаюсь, мне фильм совершенно не понравился. Более того, не понравился даже маме, которая уверяла меня, что фильм достойный и посмотреть его стоит. Это мнение о фильме осталось у неё с молодости, когда она смотрела его впервые. И вот, посмотрели вдвоём. М-да… Поколения разные, а мысли у нас возникли совершенно одинаковые. И это при том, что мы оба чрезвычайно уважительно относимся к феномену советского кино и смотрим фильмы той эпохи почти ежедневно. Причём как раз к кино 60-х годов у меня отношение самое доброе и тёплое. А тут — ве