Несмотря на свой довольно-таки ироничный тон (который заметно главенствует в начале) киноработа Луиджи Дзампы, снятая по мотивам книги Витальано Бранкати, затрагивает такие серьёзные проблемы, как тоталитаризм, безмолвное подчинение государству и коллективная мимикрия. Также это мощное антивоенное высказывание, предвосхитившее появление политической сатиры не только в итальянском, но и в мировом кинематографе.
Автор сценария Витальяно Бранкати одно время сам примыкал к фашизму, но вскоре сблизился с оппозиционными кругами. Не будучи активным антифашистом, к режиму он относился критически и с недоверием… Известность писателю принёс второй сборник, озаглавленный по открывавшей его новелле «Старик в сапогах» (1946), и возросла ещё больше, когда он вместе с кинорежиссером Луиджи Дзампа экранизировал её…
Альдо Пишителло, младший правительственный чиновник, вынужден под давлением начальства и жены присоединиться к фашистской партии. После этого в его жизни наступает бесконечная череда компромиссов. Когда начинается война, он способен только критиковать Муссолини в узком кругу друзей, даже когда его собственный сын Джованни отправляется на фронт. В конце войны Альдо всё же находит в себе мужество отстаивать свои убеждения, но к тому времени становится уже слишком поздно…
Узник своей совести, Альдо Пишителло не смог открыто противостоять режиму, а пассивный протест ни к чему хорошему не привёл («мы молча принесли в жертву своих сыновей»). Он — честный, отзывчивый человек, но мир сей принадлежит лжецам и приспособленцам (как ближе к финалу с сарказмом заметит американец, представитель новой власти: «Так из кого состоял этот фашизм? Одни антифашисты»).
Фильм «Тяжелые годы» вошёл в золотой фонд итальянского неореализма, и несмотря на достаточно едкую, показанную в нём, правду, пользовался большим успехом, вызывая острую полемику в прессе. Некоторые критики высказывались в том ключе, что лента Дзампы — «произведение нигилистское, проникнутое безверием и пессимизмом». Другими разъяснялось «антифашистское значение фильма, его глубокая гуманность, уважение и сочувствие к простым людям».
Под несколько гротескным флёром (ведь Бранкати называли «сицилийским Гоголем») мы наблюдаем, как развивалось в Италии массовое политическое движение, на глазах эволюционировавшее от лживого словоблудия к жестокой диктатуре. Наблюдаем достоверную реальность не только тех постыдных для истории десятилетий, но, к сожалению, и наших дней.
Гениальное кино. И в чём-то неудобное. Которое стоило бы включить в список обязательного просмотра всем нам.
10 из 10
Несмотря на свой довольно-таки ироничный тон (который заметно главенствует в начале) киноработа Луиджи Дзампы, снятая по мотивам книги Витальано Бранкати, затрагивает такие серьёзные проблемы, как тоталитаризм, безмолвное подчинение государству и коллективная мимикрия. Также это мощное антивоенное высказывание, предвосхитившее появление политической сатиры не только в итальянском, но и в мировом кинематографе. Автор сценария Витальяно Бранкати одно время сам примыкал к фашизму, но вскоре сблизился с оппозиционными кругами. Не будучи активным