Ни для кого не секрет, что малобюджетная инди-фантастика обрела в последние годы второе дыхание. Отчасти этому поспособствовал рост влияния Netflix, отчасти — явное падение качества и кризис идей в крупнобюджетных студийных проектах. Понятно одно — за оригинальными, смелыми концептами, реализованными без оглядки на возрастной ценз и целевую аудиторию, надо идти к «малобюджеткам», снятым за пределами студий-гигантов, что существенно развязывает руки их создателям. «Геймер», «Апгрейд», «Хардкор», «Скайлайн -1,2»…. Все эти фильмы сняты за небольшие деньги, но с неизмеримо большим талантом и фантазией, нежели очередные «Трансформеры», наглядно подтверждая мысль, что не бюджеты создают искусство.
Вполне вписывается в эту линейку и отечественный «Цензор», киберпанк-притча, замаскированная под фантастический боевик. И уже сама по себе принадлежность к этому всё ещё достаточно редкому и неосвоенному в России жанру вызывает интерес и уважение к проекту, в условиях почти тотального господства в отечественном кинематографе идиотских комедий и не менее убогих «псевдоисторических» поделок, типа «28 панфиловцев», «Спасти Ленинград», «Викинг» и т. д. На их фоне «Цензор» выигрывает, как выиграл бы дикий тигр в сравнении со своим прирученным цирковым сородичем.
Такое кино просто банально интереснее смотреть. В нём есть ярость, внутренний драйв, огромное количество разнообразного экшена и свойственная малобюджетному кино искренность в подаче, которые в значительной степени искупают техническое несовершенство и явную вторичность идей и образов, заимствованных буквально отовсюду — от «Нирваны» и «Экзистенции» до «Геймера» и «Абсолютной реальности». Ещё один весомый плюс — каким-то чудом ребятам удалось за реками крови и горами трупов не потерять атмосферы, затягивающей зрителя не хуже, чем героев фильма в виртуальную реальность. И создать с минимумом изобразительных средств достаточно убедительный мир, близкий и вместе с тем бесконечно далёкий от нашей сегодняшней повседневности. Из минусов — слишком явное стремление «напихать в одну кучу» всё, что видели в других фильмах или играх. Тут вам и зомби, и постапокалипсис, и фашисты, и рыцари и…. все виртуальные миры обозначены пунктирно, поверхностно и не слишком убедительно.
Резюмирую — достойная, но ещё несовершенная во многом, попытка снять за три копейки фантастический боевик. Качественно превосходящая многих своих высокобюджетных «собратьев». Пусть и напоминающая демо-версию какого-нибудь более сильного и продуманного проекта. Хотелось бы верить, что именно за такими фильмами будущее российского кино.
8 из 10
Ни для кого не секрет, что малобюджетная инди-фантастика обрела в последние годы второе дыхание. Отчасти этому поспособствовал рост влияния Netflix, отчасти — явное падение качества и кризис идей в крупнобюджетных студийных проектах. Понятно одно — за оригинальными, смелыми концептами, реализованными без оглядки на возрастной ценз и целевую аудиторию, надо идти к «малобюджеткам», снятым за пределами студий-гигантов, что существенно развязывает руки их создателям. «Геймер», «Апгрейд», «Хардкор», «Скайлайн -1,2»…. Все эти фильмы сняты за небольши