Я никогда не была поклонницей легенд о короле Артуре, я даже не знала этих легенд как следует (то есть я, конечно, слышала имена Рыцарей Круглого Стола, кое-что о Камелоте, Мерлине и Эскалибуре, но не более того), и «Туманы Авалона» посмотрела скорее от нечего делать, чем из интереса к теме. Однако невежество в данном случае сыграло мне на руку, в том плане, что малейшая трагедия, пережитая героями фильма и не противоречащая каноничной версии легенды, заставляла меня расстраиваться и недоумевать. Что уж говорить о тех поворотах сюжета, которых не ожидали даже заядлые артуроманы!
Начинается фильм с визита Владычицы Озера Вивианы и мерлина Талиесина в дом Игрейны. Цель посещения непроста — объявить женщине, что она должна родить будущего короля Британии не от своего законного мужа, а от чужого ей человека. Возмущение несчастной Игрейны трудно передать словами, и тем ниже мой почтительный поклон в адрес актрисы, ее роль исполнившей и так естественно смотрящейся в этой сцене.
Вскоре судьба распоряжается таким образом, что познакомившаяся с уготованным ей в супруги Утером, Игрейна влюбляется в него всем сердцем и вот уже сама жаждет исполнить предначертанное. Однако совсем скоро женщине предстоит пройти еще одно испытание на покорность, отдав на воспитание Вивиане свою дочь от первого мужа Горлойса Моргейну, а мерлину — Артура, сына Утера.
А дальше внимание режиссера полностью переключается на Моргейну, что неудивительно, ибо она является главной героиней фильма, рассказывающей зрителю свою историю. Воспитанная жрицами жрицей, гордая, немного замкнутая и острая на язык, девушка готова исполнить любое приказание Владычицы Озера, мечтая в дальнейшем стать ее достойной преемницей. Я прочитала много отзывов, суть которых сводилась к тому, что Джулианна Маргулис недостаточно молода и хороша для этой роли. Лично мне так не показалось. Красивая какой-то особенной нестандартной дикой красотой, обезоруживающе обаятельная, она именно та Моргейна, которую описала в своем романе Мэрион Зиммер Брэдли (да-да, вдохновленная фильмом, я таки прочитала серию «Туманы Авалона»), та, которой сопереживаешь на протяжении всего повествования. А поводов для сопереживания хватало!
Началось все с приказа Вивианы отдаться незнакомому мужчине в праздник Белтейна, который Моргейна выполняет без вопросов и возражений. Однако от ее послушания не остается и следа, когда в своем любовнике, девушка узнает собственного брата! Оскорбленная, разочаровавшаяся в своей воспитательнице, Моргейна покидает Авалон, найдя приют в доме своей молодящейся тетки Моргаузы, где рожает ребенка, зачатого в ту роковую белтейнову ночь.
А ведь счастье было так возможно! Однако появившийся на горизонте авалонских берегов красавчик Ланселет, которому Моргейна на всю жизнь отдала сердце, видит в ней лишь родственницу, оставаясь верен своей королеве. И хуже всего то, что чувства его взаимны, что чистая и прекрасная Гвенвифар не дает ему надежду, но и не отпускает от себя, мучая своей любовью.
По сути артурова жена является главной злодейкой фильма, хотя это не совсем то определение, которое подходит этому персонажу. Набожная до фанатизма, упрямая до твердолобости, недалекая до неадекватности, она, сама того не желая ломает судьбы людей, обрекая тех на несчастие и страдания, мучаясь при этом не меньше их. Она из тех героинь, которые не могут быть счастливыми, даже если осуществятся их самые сокровенные желания. Взять хотя бы обруганную зрителями сцену любви втроем! Ну что же, может быть я испорчена, но меня этот эпизод смутил лишь немного, он присутствовал в книгах, и я не считаю его лишним в фильме. Так вот, после проведенной с Артуром и Ланселетом ночи Гвенвифар, дабы успокоить собственную совесть, решает считать Моргейну виноватой в случившемся, и из мести выдает ту замуж за старика. А ведь многострадальная жрица только-только почувствовала себя счастливой в объятиях Акколона и рассчитывала принять его предложение руки и сердца.
Отдельного упоминания заслуживает Вивиана. Шикарная Анжелика Хьюстон, как всегда, великолепна. Властную и жестокую и в то же время любящую и ранимую я одновременно и обожала, и ненавидела Владычицу Озера. На мой взгляд, идеальное попадание в образ!
Что касается Артура, то мне этот герой показался блеклым и незапоминающимся, и я не считаю нужным упоминать его. Другое дело Мордред! Роль этого персонажа сыграл Ганс Мэтисон (Меризи Караваджо в «Кровавой графине Батори»), отлично вжившись в образ жестокого, мстительного бастарда короля Британии. И если в книгах его героя еще можно оправдать моргаузо-авалонским воспитанием, то в фильме он однозначно злодей.
Конечно, кино только частично передает сюжет романа, и многие сцены и персонажи так и не появились на экране. Меня, к примеру, расстраивает, что линию Кевина и Нимуэ вырезали, что сцена похищения и изнасилования Гвенвифар, иллюстрирующая умственные способности королевы, а также ее взаимоотношения с Моргейной и Ланселетом, так и не была снята, что трагическая история Акколона была опущена и что Моргауза в фильме, хоть и невероятно эффектная женщина, менее противоречива по сравнению со своим книжным прототипом. Однако это не портит общего впечатления и не может быть поводом ругать режиссера.
10 из 10
Я никогда не была поклонницей легенд о короле Артуре, я даже не знала этих легенд как следует (то есть я, конечно, слышала имена Рыцарей Круглого Стола, кое-что о Камелоте, Мерлине и Эскалибуре, но не более того), и «Туманы Авалона» посмотрела скорее от нечего делать, чем из интереса к теме. Однако невежество в данном случае сыграло мне на руку, в том плане, что малейшая трагедия, пережитая героями фильма и не противоречащая каноничной версии легенды, заставляла меня расстраиваться и недоумевать. Что уж говорить о тех поворотах сюжета, которых