После своей дебютной роли в короткометражке «Art Trouble», снятой в январе 1934 года, Джеймс Стюарт вернулся на Бродвей, где сыграл в некотором количестве более или менее заметных театральных постановок. Однако, год спустя, актёр снова устремился в Голливуд, и после удачных проб, в апреле 1935 года, он подписывает со студией MGM семилетний контракт на съёмки со стартовой зарплатой — 350 долларов в неделю. Свою первую роль на студии Стюарт сыграл спустя полтора месяца, в криминальной драме категории «B» «Убийство человека» («The Murder Man») (1935) со Спенсером Трэйси и Вирджинией Брюс в главных ролях.
Сюжет: Эгоистичного бизнесмена Джеймса Хэлфорда (Теодор фон Элтц) убивают по пути на работу в его собственной машине. Полиция начинает расследовать это дело, но вскоре к ним подключается журналист Стив Грэй (Спенсер Трэйси), который считается специалистом по раскрытию дел, связанных с убийствами и превосходит в этом любого полицейского. Вскоре, не без помощи Стива, на скамью подсудимых отправляется его деловой партнёр Генри Мэндер (Харви Стефенс). Но не всё так просто…
Что ж, первая роль Джеймса Стюарта в полнометражном кино, как можно увидеть, связана с заурядной криминальной драмой «второго ряда», снятой всего за три недели с соответствующим (этому сроку) небольшим бюджетом и всем остальным, что к нему прилагается. Нет, я вовсе не хочу сказать, что абсолютно все фильмы категории «В» плохи — вовсе нет, и среди них даже бывают шедевры. Но работу режиссёра Тима Уилана «The Murder Man» едва ли представляется возможным отнести к числу таковых.
За сценарий здесь отвечали сам режиссёр картины Уилан и сценаристы Гай Болтон, Джон С. Хиггинс и Герман Я. Манкевич. Хотя сам сюжет фильма был очень многообещающим, квартет авторов в первые минут 40 предложил зрителю очень рутинную и банальную конструкцию, которая начинает оживляться только в последней трети. Догадаться, кто настоящий убийца в этой криминальной драме, конечно, будет непросто, но несмотря на это, последние 20 минут происходящего в кадре больше смотрятся, как «притянутые за уши», чем обоснованные.
Режиссуре Тима Уилана также не хватает силы, что вытянуть сценарий на уровень если не шедевра, то хотя бы просто на оценку «хорошо». Явных провалов в его работе нет, однако происходящее на экране постановщик излагает слишком обычно и прямолинейно — а ведь несколько необычных «фишек» здесь совсем бы не помешало. Тем не менее, среди несомненных «плюсов» картины можно выделить отсутствие излишней затянутости (чему способствует её небольшая продолжительность — всего 69 минут) и излишней поучительной назидательности в сюжете.
Что касается актёрского состава, то это, пожалуй, самый интересный аспект в «The Murder Man», поскольку в этом фильме мы можем наблюдать за двумя по-настоящему «большими» актёрами в истории Голливуда XX столетия ещё до того, как они добились этого статуса в кино. Именно с этим фильмом Спенсер Трэйси (после более, чем 20 киноролей разного уровня интересности) дебютировал, как «контрактный актёр» студии MGM (в этом качестве он проработает на протяжении следующих 20 лет и добьётся там немалых успехов).
Если говорить о его исполнении конкретно в постановке Тима Уилана, то несмотря на не слишком чёткую характеристику своего персонажа, Трэйси в этой роли удаётся очень многое. Спенсеру отлично удается «вдохнуть жизнь» и сделать действительно ярким и интересным циничного репортёра криминальной колонки со своими «тараканами» в голове. Так что, последующий успех актёра в Голливуде и его кинонаграды, определённо, не были случайны.
Вирджиния Брюс в качестве влюблённой в героя Трэйси журналистки поначалу играет так, словно ещё не вполне проснулась, но со второй половины фильма актриса начинает исправляться, правда только до оценки «удовлетворительно с плюсом». Лайонел Этуилл и Харви Стефенс в ролях полицейского и ошибочно приговорённого к смертной казни хорошо справляются со своими второстепенными персонажами. Запоминается и Уильям Колье ст., играющий отца героя Спенсера Трэйси.
Ну, и напоследок стоит вспомнить о Джеймсе Стюарте, ради которого данная кинолента и просматривалась. Актёр играет здесь молодого и амбициозного репортёра по кличке «Коротышка» (и это при его-то росте в 191 сантиметр!). Не сказать, конечно, что в нём прямо-таки уже угадывается будущая «звезда» фильмов Фрэнка Капры, Альфреда Хичкока, Джона Форда и Энтони Манна, но заметно, что в кино он человек отнюдь не случайный. Правда, пока что, это всё, что можно сказать насчёт него.
Подводя итоги, можно сказать, что вряд ли «The Murder Man» станет открытием для любителей фильмов такого типа, но тем, кому интересно, с чего начинали свой путь к успеху и славе в голливудском кино Спенсер Трэйси и Джеймс Стюарт, эта кинолента может показаться вполне уместным пунктом в изучении их фильмографий.
6 из 10
После своей дебютной роли в короткометражке «Art Trouble», снятой в январе 1934 года, Джеймс Стюарт вернулся на Бродвей, где сыграл в некотором количестве более или менее заметных театральных постановок. Однако, год спустя, актёр снова устремился в Голливуд, и после удачных проб, в апреле 1935 года, он подписывает со студией MGM семилетний контракт на съёмки со стартовой зарплатой — 350 долларов в неделю. Свою первую роль на студии Стюарт сыграл спустя полтора месяца, в криминальной драме категории «B» «Убийство человека» («The Murder Man») (19