Несмотря на то, что серию детективных фильмов о «Тонком человеке» на студии MGM завершили снимать ещё в 1947 году (ввиду кассового провала её последней части), «знаменитая парочка» супругов-детективов периодически снова и снова «всплывала» на медийном пространстве в виде различных телесериалов, радиопостановки и бродвейского мюзикла.
Что касается «большого кино», то в 1976 году на экраны вышла пародийная детективная кинолента Роберта Мура «Ужин с убийством», который также имел некоторое (хотя и довольное опосредованное) отношение к персонажам Хэммета. Сюжет: Эксцентричный миллионер Лайонел Твэйн (Трумэн Капоте) приглашает пять лучших детективов мира в свой особняк на «ужин с убийством».
Детективы в сопровождении своих родственников и помощников прибывают к месту назначения (при этом, «чудом» оставшись в живых). За ужином, миллионер говорит своим гостям, что он считает себя «величайшим сыщиком в истории», и чтобы доказать это утверждение, предлагает раскрыть убийство, которое должно произойти в его доме ровно в полночь. А в качестве стимула Твэйн назначает немалую награду тому, кто справится с этой задачей — 1 000 000 долларов!
Итак, дебютная киноработа театрального режиссёра Роберта Мура представляет собой своего рода пародию на детективы в духе Агаты Кристи. Ну, а вероятно для того, чтобы было ещё смешнее, автор сценария Нил Саймон предпочёл сделать объектами пародии ряд классических персонажей из детективной литературы XX века.
В одном фильме зрителю предстоит увидеть пародий на таких знаменитых героев детективов, как Сэм Спейд (здесь — Сэм Даймонд), Эркюль Пуаро (здесь — Мило Перье), мисс Марпл (здесь — Джессика Марблз), Чарли Чен (здесь — Сидни Вонг) и Ник и Нора Чарльз (здесь — Дик и Дора Чарльстон).
Сюжетно же «Ужин с убийством» отсылает зрителя к двум вполне конкретным произведениям Агаты Кристи. Например, сбор всех главных действующих лиц в одном замке без какой-либо возможности выбраться оттуда — это такой «привет» роману «Десять негритят». Ну, а «убийство с двенадцатью ножевыми ранениями» — конечно же, отсылка к «Убийству к Восточном экспрессе», другой знаменитой книге писательницы.
И, надо признать, начинается «Ужин…» вполне интересно и действие поначалу развивается очень стремительно — чего только стоят попытки хозяина особняка убить прибывающих гостей, сбрасывая на них мраморные статуи. И это не говоря уже про дверной звонок, который истерически кричит женским голосом (!) при нажатии на него (голос принадлежит Фэй Рэй и взят из фильма «Кинг-Конг» (1933) с её участием). Да и диалоги в начале картины также хороши:
- Лучшее место, чтобы заблудиться!
- Пару миль назад было место получше…
Или:
- Жуткий тип! Зачем нанимать слепого дворецкого?
- Это дешевле! Он не увидит, сколько ему платят!
Или:
- Последний раз я поверил женщине в Париже, в 40-м. Она сказала, что пойдёт за вином, а через два часа во Францию вошли немцы…
Но затем, все авансы, раздаваемые сценаристом Нилом Саймоном и режиссёром Робертом Муром, оказываются растраченными впустую. Обещанная детективная линия получилась откровенной неинтересной, не продуманной и не смешной даже для пародии, а связь всех центральных персонажей в прошлом с героем Трумэна Капоте выглядит слишком надуманной (даже с учётом особенностей жанра, в котором «Ужин…» был создан).
К тому же, приблизительно с середины, так называемая «комедия» начинает превращаться в самый настоящий «парад абсурда», «пародийные» характеристики героев детективов становятся всё более вымученными (как и сам юмор киноленты, кстати), а концовка у всего этого «винегрета» оказывается ужасающе скомканной и безвкусной.
Конечно, фильм не лишён и «плюсов», но практически все они имеют исключительно «визуальный» характер. Положительных оценок заслуживают великолепные декораций, прекрасно передающие атмосферу одного из самых известных романов Агаты Кристи, столь же великолепная работа оператора Дэвида М. Уолша и очень яркое музыкальное сопровождение от Дейва Грузина.
Все эти составляющие в попытке создания нужного настроения преуспевают значительно больше, чем сценарий и режиссура. Неоднозначное впечатление производит актёрский состав «Ужина…». И начать я бы хотела именно с Трумэна Капоте — единственного непрофессионального «актёра», для которого постановка Роберта Мура стала первым опытом работы в кино.
За свою роль в этом фильме его номинировали на «Золотой Глобус» в категории «лучший дебют», однако мне лично показалось, что знаменитый писатель и автор романа «Завтрак у Тиффани» больше пародировал себя самого, чем создавал какой-то определённый образ. Не слишком убедителен в карикатурно-брутальном амплуа Питер Фальк, через игру которого так и проглядывает его же Коломбо.
Айлин Бреннан кажется слишком старой для роли его секретарши. Понравились Джеймс Коко, играющий пародию на Пуаро, и Джеймс Кромуэлл в качестве его водителя. Вполне приемлемо смотрится Эльза Ланчестер в виде пародии на мисс Марпл. А вот присутствие Эстель Уинвуд в роли её няни (заменила в этом качестве Кэтрин Хепбёрн) было необязательно уже в самом сценарии.
Немного непривычен, но забавен Питер Селлерс, выдающий афоризм за афоризмом, играя детектива-китайца Чарли Чена (или как его здесь зовут, Сидни Вонга). Неплох и Ричард Нарита в роли приёмного сына-японца персонажа Селлерса.
Пародирующие Ника и Нору Чарльз, Дэвид Нивен и Мэгги Смит абсолютно не вписываются в типаж авантюрных супругов-детективов — их манера игры больше намекает на «чопорных англичан», чем на «обаятельных и искромётных американцев».
Абсолютно великолепен Алек Гиннесс в качестве загадочного слепого/не слепого дворецкого со странной фамилией «Бенсонмэм». Ничем не примечательна (на первый взгляд, конечно) роль Нэнси Уокер (актриса играет глухонемую и не умеющую читать кухарку Йетту), хотя уготовленный сценаристами «под занавес» пассаж для её героини, определённо, заслуживает внимания.
В заключении, отмечу, что первый режиссёрский киноопыт Роберта Мура (всего их было три, после чего он вернётся работать в театр) сложно назвать удавшимся на все 100%. Конечно, сама попытка подшутить над сюжетами и персонажами детективных романов Агаты Кристи и Дэшила Хэммета была смелой.
Однако, на стадии реализации проекта явно что-то пошло не так, отчего конечный результат получился соответствующим. Так что, к просмотру «Ужин с убийством» можно рекомендовать или фанатам актёров, которые в нём задействованы, или всеядным любителям пародий и детективов.
5 из 10
Несмотря на то, что серию детективных фильмов о «Тонком человеке» на студии MGM завершили снимать ещё в 1947 году (ввиду кассового провала её последней части), «знаменитая парочка» супругов-детективов периодически снова и снова «всплывала» на медийном пространстве в виде различных телесериалов, радиопостановки и бродвейского мюзикла. Что касается «большого кино», то в 1976 году на экраны вышла пародийная детективная кинолента Роберта Мура «Ужин с убийством», который также имел некоторое (хотя и довольное опосредованное) отношение к персонажа