«- Гораздо легче пожертвовать своей жизнью во имя идеи, чем провести единство идеи через всю свою жизнь.» (с)
Данный фильм начал смотреть только из за его сюжета. Вернее самого анонса — в картине должно быть рассказано о том, как советской агентурой был устранён «главный враг революции» Лев Давидович Бронштейн (он же Троцкий) — доживающий старость в охраняемом особняке в Мексике. Учитывая то, что исполнителя этого убийства сыграл модный в те годы Ален Делон, можно было надеяться на то, что фильм сосредоточится на одиозной фигуре Рамона Меркадера. Расскажет о его личной жизни, а так же о том, почему этот человек согласился сотрудничать с коммунистами и пошёл на такой опасный шаг, как убийство одного из вождей русской революции. Но увы, картина больше о самом Троцком «на пенсии», чем об его убийце. Да и снято кино немного непонятно, в некой манере недосказанности, словно зрителям и так должно быть известно кто все эти второстепенные люди, что они обсуждают и чем именно занимается в своём кабинете гений русской революции. Это несколько сбивает с толку в начале, особенно учитывая тот факт, что героя Делона никто не называет настоящим именем. Для «друзей» (читай агентов НКВД) — он один, для любовницы — другой, а кто он на самом деле — загадка. О том, что Жак Морнар — его легенда знать зрители не обязаны. Точно так же, нет страсти и в отношениях этого парня с девушкой по имени Гита — секретаршей Троцкого. Разумеется, с самого начала ясно, что через неё он пробирается к своей жертве. Но все их диалоги лишены драматического конфликта, и в самые напряжённые моменты — персонаж Алена Делона либо молчит смотря куда то в даль, либо игнорируя подружку курит сидя на кровати. Желающим посмотреть на красивую пару Делон — Шнайдер — будет скучно вдвойне, так как в фильме по сути нет ни одной постельной сцены между любовниками.
В триллер кино превращается лишь в самом финале, когда Рамон приходит в очередной раз на виллу Троцкого, что бы на сей раз совершить задуманное. Но, учитывая отсутствие интриги, весь саспенс быстро улетучивается, когда герой делает попытку убийства своего собеседника. В дальнейшем ожидается судебное разбирательство, то как убийца станет вести себя на следствии и отвечать на вопросы — но и тут «облом», так как кино арестом Меркадера заканчивается… Не знаю, почему столь сырой и скучный сценарий Николоса Мозли вообще был запущен в производство, и чем именно столь поверхностно прописанная роль привлекала в своё время суперзвезду экрана Алена Делона. Единственный кто смог реализоваться в данном проекте, так это стареющий актёр Голливуда Ричард Бётон, которому достался образ пожилого создателя Красной Армии. Его Троцкий даже будучи заграницей — ведёт бурную переписку со своими сторонниками, трудится в написании различных статей и заметок для популярных журналов (один из них — «Таймс»), и мечтает о создании Четвёртого Интернационала. А ещё рассуждает о проводимой своим личным врагом — товарищем Сталиным политике в СССР. Показано одно из совершённых на виллу нападений, сожжение ценных документов опального вождя и убийство его близкого товарища по борьбе… Свободное от политической — бумажной работы время, Троцкий проводит читая свежую прессу и занимаясь разведением кроликов.
Жалко, что даже в финальных титрах не рассказали судьбу Рамона Меркадера, который честно отбыв срок заключения, к которому его приговорил суд Мексики (а это долгие 20 лет) — он позже был освобождён выехал на Кубу, откуда перебрался уже в Советский Союз, где по приказу Хрущёва в 1960-ом году был даже награждён почётным званием Героя Советского Союза, отмечен Орденом Ленина и удостоен Золотой Звезды. В последствии став сотрудником института Мрксизма — Ленинизма при ЦК КПСС и работал в здании центрального партийного архива… Обидно, что имея в своём распоряжении столь потрясающий материал, а так же хороших артистов — режиссёр Джозеф Лоузи и сценарист Николас Мозли в итоге сняли такое проходное скучное кино. Но, кто знает — возможно про ликвидацию Троцкого ещё сделают достойную, остросюжетную картину в будущем? Было бы здорово, если бы за эту тему взялся такой режиссёр — интеллектуал, как Кристофер Нолан. Уверен — он смог бы снять на таком сюжете напряжённое и драматическое полотно.
«- Гораздо легче пожертвовать своей жизнью во имя идеи, чем провести единство идеи через всю свою жизнь.» (с) Данный фильм начал смотреть только из за его сюжета. Вернее самого анонса — в картине должно быть рассказано о том, как советской агентурой был устранён «главный враг революции» Лев Давидович Бронштейн (он же Троцкий) — доживающий старость в охраняемом особняке в Мексике. Учитывая то, что исполнителя этого убийства сыграл модный в те годы Ален Делон, можно было надеяться на то, что фильм сосредоточится на одиозной фигуре Рамона Мерк