По мотивам детективов написанных «старушкой» Агатой Кристи снято немало фильмов. Два её главных героя — сыщик Эркюль Пуаро и любительница мисс Марпл — стали столь же хрестоматийны, как и их коллега с Туманного Альбиона — Шерлок Холмс. В отличии от которого эти двое — подлинные аристократы, которых при всём желании невозможно «осовременить» для зрителя, как это было сделано в блокбастерах Гая Ричи про «гения дедукции и любителя играть на скрипки в 3 часа ночи». Не в коем случае не укор в сторону популярного режиссёра, а скорее желание показать читателям рецензии, что снять нечто подобное про бельгийского джентльмена — приключенческий экшен, в котором Пуаро будет скакать по вагонам, отстреливаться из ружья и револьверов от противников и пускать в ход свои познания в единоборствах — по меньшей мере нелепо. Тем более это касается пожилой леди Марпл, про которую тем не менее, как и про тучного бельгийца — было снято не мало канонических, то есть максимально приближенных к оригинальному тексту экранизаций. Рассматриваемый в данной рецензии фильм Сидни Люмета — как раз один из таких. Это элегантный, стильный и по хорошему старомодный интеллектуальный детектив. Который и спустя годы (не говоря уже о том, что после раскрытия имени преступника) смотрится с превеликим удовольствием. Этому способствует просто таки суперзвёздный кастинг на ключевые и второстепенные роли, мастерское исполнение харизматичными актёрами и актрисами собственных персонажей, блистательная режиссура живого классика остросюжетного кино и превосходный саундтрек на пару с изобретательной операторской работой. Смотрится сей детектив на одном дыхании, хотя и имеет довольно таки солидную продолжительность.
Должен признаться, что до просмотра картины не имел удовольствия прочесть одноимённый роман. Поэтому за интригой расследования следил с неугасаемым интересом, пытаясь, как и при чтении детективной литературы — строить собственные догадки относительно личности убийцы. Который довольно искусно пытается морочить знаменитому сыщику голову, подбрасывая по ходу следствия ложные улики. Постепенно под подозрение попадают все 12 пассажиров восточного экспресса, так как после личной беседы с каждым из них, Пуаро находит у них у всех мотив для убийства богатого американского бизнесмена. Незадолго до этого, предлагавшего сыщику стать своим телохранителем за крупное денежное вознаграждение. Дело в том, что убитый получал анонимные письма с угрозами, и опасался за свою жизнь. Однако Эрклюля Пуаро не заинтересовало это дело, и он посоветовал обратится в частное охранное агентство, раз уж не доверяет полиции. И уже после случившегося, только по причине снежных заносов и остановки поезда, Пуаро поддался уговорам своего друга — владельца железнодорожной компании, ехавшего этим же поездом — и пообещал к прибытии первой же станции, разоблачить таинственного убийцу…
Классическое построение сюжета — с одним ведущим следствие и целой дюжиной подозреваемых, когда при очередном допросе, вроде как открывается истина, но после становится очевидно, что это был очередной ложный след — безупречно работает в кино, как и в литературе. Разоблачение «очередного» убийцы вызывает комический эффект, и благодаря контрастной игре таких разноплановых актёров, в особенности исполнителя роли железнодорожного магната, всякий раз подводящего вывод фразой: « — Вне всяких сомнений — это он /она — убийца!» — присутствует своеобразная разрядка напряжённого действия юмором. Как уже было сказано, титры просто ломятся от громких имён: Ванесса Редгрейв, Энтони Перкинс, Шон Конери, Лорен Беколл, Мартин Болсам, Майкл Йорк, Жаклин Биссет, Ингрид Бергман (кстати, получившая за роль «миссионерки» Греты Олсен — премию Оскар!), Джон Гилгуд, Жан — Пьер Кассель и Альберт Финни в роли Эркюля Пуаро. Касательно последнего — сыгран бельгийский сыщик им очень неплохо, разве, что голос в дубляже подобрали больно уж сиплый какой то. Безусловно, изысканного и утончённого Дэвида Суше он не переиграл. Но тут стоит учесть, что до появления британского телесериала — было чуть ли не 20 лет! Потому, Пуаро в исполнении этого актёра смотрится более чем достойно. А тем, кто жаждет увидеть данный сюжет непосредственно с Дэвидом Суше — обратите внимание на сериал, в котором есть серия «Убийство в Восточном Экспрессе».
По мотивам детективов написанных «старушкой» Агатой Кристи снято немало фильмов. Два её главных героя — сыщик Эркюль Пуаро и любительница мисс Марпл — стали столь же хрестоматийны, как и их коллега с Туманного Альбиона — Шерлок Холмс. В отличии от которого эти двое — подлинные аристократы, которых при всём желании невозможно «осовременить» для зрителя, как это было сделано в блокбастерах Гая Ричи про «гения дедукции и любителя играть на скрипки в 3 часа ночи». Не в коем случае не укор в сторону популярного режиссёра, а скорее желание показать ч